Запад24

Как спасти природу от человека?

09.05.2011   2 735 просмотров
Как спасти природу от человека? Заказник Арга встретил нашу небольшую группу в составе Государственного инспектора дирекции особо охраняемых территорий Олега Антипина и корреспондента «АГ» Елены Перминовой по­-утреннему радостно и солнечно. Где-­то в вышине звонко щебетали первые весенние птицы. А заслышав шум приближающегося автомобиля, в чащу леса устремились две игривые белки, до этого спокойно разгуливающие по обочине. Их пушистые хвосты еще долго мелькали в хвойных ветвях сосен. Пожалуй, именно на этих, первых мгновеньях, сказочное ощущение первозданной нетронутой человеческой цивилизацией красоты и закончилось.

Следующая встреча произошла уже через пару сотен метров. Взору предстала пара КАМАЗов, трактор и импровизированный карьер, в котором назаровские предприниматели самовольно заготавливали песок. Как оказалось, ни сами рабочие, ни их руководство, прибывшее на место «вандализма» «отбивать» подчиненных, были не только не в курсе, что находятся на территории Ачинского района, но даже и не подозревали, что эта территория является государственным заказником.
Разобравшись с нарушителями, мы продолжили патрулирование заказника. По пути Олег Рудольфович рассказывал о текущих делах и делился проблемами. Оказалось, что их основным источником является, как ни странно «венец творения природы», а именно, сам человек, который по сути своей должен эту самую природу охранять и всячески оберегать. Но это лирика, а на практике совсем другая ситуация. Приезжая в Аргу, гости из города, превращаются в первобытных варваров.
Об этом красноречиво говорит не только браконьерство, что в заказнике просто немыслимо, так как даже нахождение на территории Арги с огнестрельным оружием является уголовным преступлением. И даже не несанкционированная парубка леса, что так же весьма дорогое удовольствие. Одно срубленное деревце стоит от трех тысяч рублей, в зависимости от кубатуры. Но есть и еще две актуальные беды, исходящие от «хозяина природы».
Одна из них ­ это весенний и осенний пал травы в заказнике. Объяснить причины не смог даже государственный инспектор, проработавший в своей должности шесть лет. Может это не затушенные костры туристов, может это простое «баловство» нетрезвых отдыхающих. Найти разумное объяснение тому, почему люди поджигают лес вместе со всеми его обитателями, нельзя.

«Для нас сейчас наступила самая пожароопасная пора. Весна выдалась очень сухая и безветренная, ­ по ходу объясняет Олег Рудольфович. ­ Горожане, выезжая на природу очень неаккуратны. Это и не затушенные сигаретные окурки и брошенные костры. В результате такой преступной халатности полностью выгорают луга, посадки молодых саженцев, редкие виды растений, породы ценных деревьев. Природе наносится непоправимый урон. Особенно сейчас, когда птицы только начинают вить гнезда. А на свет появляются первые выводки грызунов, зайцев, белок, соболей. Все они просто не имеют возможности спастись от бушующего пламени лесного пожара.
Буквально на днях в Боготольском районе, выгорело около трехсот гектар полей. Это огромная площадь. И еще более огромные потери. Найти хоть какое­то оправдание этому кощунству невозможно».
Еще она беда ­ это несанкционированные свалки. Они в заказнике буквально повсюду, куда смог добраться человек. Я не увидела редких цветов и трав, которые уникальны, и, по словам Олега Антипина, встречаются только на территории нашего заказника. Возможно потому, что для всходов растений еще слишком рано. А может и от того, что из­за свалок мусора, им просто не пробиться к весеннему солнцу….
Есть в заказнике и совсем «абсурдные вещи». Например, «нехороший» многоэтажный жилой дом №10, находящийся в ведомстве районной администрации поселка Ключи. Рядом со строением можно наблюдать удивительную картину. Необычна она тем, что вся придомовая территория, не то, что завалена мусором и хламом ­ она им буквально заросла. Большая, да простит меня читатель за нелитературное слово, мерзкая свалка на фоне вековых сосен. Нелепое и неуместное зрелище.
И подобные следы жизнедеятельности человека повсюду. Строительный хлам, сломанная мебель, чего тут только нет.
Вот показался еще один «ходок». Не обращая никакого внимания на наше присутствие, пожилой мужчина удаляется вглубь заказника, намереваясь выбросить не нужную ему деталь авто. Завидев направляющегося к нему инспектора, он, как ни в чем не бывало, возвращается обратно. Вроде как гулял человек. Но не у меня, ни тем более у инспектора Антипина, не возникло ни малейшего сомнения, что как только наша машина скроется за поворотом, человек вернется обратно и завершит начатое.
И только Олег Рудольфович Антипин Государственный инспектор особо охраняемых природных территорий, куда­то в сторону сквозь зубы, ни к кому конкретно не обращаясь, обронит фразу: «Как привыкли жить в грязи, так и хотим себя в эту грязь утопить».

***

Невеселая вышла поездка. То, что должно было стать радостью общения с первозданной природой заказника, обернулось встречей с человеческим кощунством и вандализмом по отношению к столь удивительному и уникальному по своей красоте месту.
Приезжая сюда, человек рубит деревья, отстреливает зверей, сжигает поля и луга, он губит лес и его обитателей, он «хозяин» ­ ему можно все. И дело даже не в том, что это заказник, просто так себя вести вообще нельзя.
Проезжая мимо этой «загаженной» человеком красоты, я думала о том, что мне стыдно, что и я являюсь представителем человечества. И возможно когда­нибудь, я так же как бывший милиционер Олег Антипин, устав от всего, сменю профессию и уйду подальше от цивилизации и поближе к первозданной природе. В которой, по­видимому, нам нет места. По крайней мере до той поры, пока мы не научимся ее ценить и уважать…

Елена Перминова, корреспондент «Ачинской газеты»
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.


Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Статьи