Запад24

Дезинформация способна на многое

Андрей Думанский. Обозреватель, редактор сайта "СибАргумент.ру" и еженедельника "Аргументы неделi. Енисей", член Правления Союза "ЦС ТПП". член Правления РО Союз журналистов Красноярского края.
Редактор журнала "Счастливая мама"
26.08.2011   966 просмотров
В прошлом номере настоящей газеты (№32) было опубликовано письмо Сергея Степановича Корнеева, директора ООО «Промводсервис», в адрес представительства «Красноярского центра стандартизации, метрологии и сертификации». Причиной этого письменного обращения стало размещение на официальном сайте центра результатов некоего рейтинга, проведенного именно ЦСМ, по итогам которого оказалось, что качество производимой ООО «Промводсервис» питьевой воды «Эмили» заслужило одно из последних мест в списке «тестируемых» вод Красноярска. Мы обратились за консультационной помощью в юридические органы. Ситуацию, изложенную в письме, и ее последствия прокомментировал Саушкин Дмитрий Викторович, директор одной из юридических компаний Красноярска (опубликовано в "Аргументы недели Енисей" №33 от 25.08.2011).
– Дмитрий Викторович, как вы объясните необходимость обращения ООО «Промводсервис» в ЦСМ с просьбой о ликвидации результатов так называемого «рейтинга»?
– Письмо, которое мы рассматриваем, наверное, действительно адекватная реакция на то, что произошло. Его можно смело расценивать как претензию. Претензия или любая другая форма обращения, поданная в письменном виде в адрес государственного учреждения, обязывает это учреждение дать ответ. Необходимость такого обращения заключается в том, что на сайте ЦСМ расположена информация, которая может быть оценена как порочащая деловую репутацию ООО «Промводсервис».
– И в чем же заключается порочность данной информации?
– Во-первых, несмотря на обязанности по отслеживанию качества различной продукции, в том числе и пищевой, у ЦСМ нет ни обязанностей, ни прав сравнивать один пищевой продукт с другим для того, чтобы сказать потребителю, что один продукт «лучше», а другой – «хуже». Нет у них таких полномочий, несмотря на обилие нормативных актов, которые регулируют их деятельность. Соответственно, любые рейтинги, которые они проводят, незаконны. Тот рейтинг, в соответствии с которым вода «Эмили» была помещена на одно из последних мест в списке участников, противоречит протоколам лабораторных исследований, которые были совершены по заказу и на основе договора между ЦСМ и ООО «Промводсервис».
– В чем же тогда суть подобных рейтингов?
– По своей сути рейтинг – это то, что оценивает плохо измеримое явление. Такой показатель, как качество пищевой продукции, не может быть поставлен в зависимость от суждений экспертов вообще. Может быть проведен рейтинг популярности актеров, рейтинг социальной значимости каких-то явлений… Ни одно из определений рейтинга не позволяет считать, что качество пищевых продуктов может быть оценено таким способом, каким было оценено качество питьевых вод (по параметрам «запах», «привкус», «маркировка», «внешний вид» (?!) – К.С.), поскольку есть технические объективные жесткие параметры, которые позволяют судить о качестве этих продуктов. Не может качество пищевых продуктов в силу важности поставлено в зависимость от оценок, которые выносятся на основании субъективных суждений экспертов, без учета каких-то объективных критериев. Рейтинги, которыми занимается ЦСМ, не основаны на объективных показателях лабораторных испытаний.
– Проводил ли ЦСМ подобные рейтинги ранее?
– Да, мы выяснили и эту информацию. Центр размещал рейтинги не только безалкогольных напитков, но и алкогольной продукции. Эти рейтинги, как и тот, в результате которого ухудшилось положение ТМ «Эмили», носят противоправный характер.
– Получило ли в итоге ООО «Промводсервис» удовлетворяющий запросу ответ от ЦСМ? И что будет дальше?
– Ответ ЦСМ, полученный ООО «Промводсервис», не выдерживает критики. В нем отмечается лишь то, что ТМ «Эмили» приглашалась для тестирования в ЦСМ. Ответа на вопрос, проводилась ли оценка качества воды по объективным показателям (уровень соответствия нормативам физиологических полноценностей макро- и микроэлементов; содержание основных солевых компонентов; содержание токсичных металлов; содержание токсичных неметаллических элементов; содержание органических веществ антропогенного и природного происхождения), получено не было.
На данном этапе можно говорить о судебных перспективах дела о защите деловой репутации предприятия, т. к. ООО «Промводсервис» планирует обратиться в арбитражный суд за защитой своих интересов.
Подводя итоги комментариям специалиста, можно в который раз задуматься о понятиях «компетентность» и «компетенция». Компетенция – это те навыки и умения, которыми определенное лицо обладает и которые имеет право применять в определенной области – компетенции. В результате некомпетентных действий специалистов возникают различные негативные последствия. В данном случае это предоставление потребителю искаженной информации о качестве питьевых вод, очевидным следствием чего явилось причинение вреда репутации предприятия и нанесение материального ущерба.
Кристина СЕРГЕЕВА

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Блоги