Запад24

Георгий Бовт: Почему дешевого бензина больше не будет

12.09.2023   12 988 просмотров   27 комментариев

Биржевые цены на бензин и дизель побили очередные рекорды: Аи-92 выше 66 тыс. рублей за тонну, Аи-95 - более 76 тыс. руб., летний дизель - около 70 тыс. руб. за тонну. Это, соответственно, более 48 руб., более 55 руб. и более 53 руб. за литр (1 тонна бензина = 1370 литров, 1 тонна дизтоплива = 1300 литров). Напомним, речь идет об оптовых ценах. Вслед за ними цены на заправках тоже ползут вверх. Они не могут взлететь до небес сразу, правительство старается регулировать цены (за этим, в частности, следит ФАС).

С ведущими производителями топлива есть договоренность стараться не превышать уровень инфляции. Вертикально интегрированные нефтяные компании, владеющие разветвленной сетью АЗС, могут позволить себе небольшую отрицательную маржу в рознице, компенсируя потери на других направлениях.

Независимые АЗС такого себе позволить не могут. Они уже в августе по некоторым видам нефтепродуктов столкнулись с убытками, которые пытаются покрыть продажей сопутствующих товаров и услуг (именно поэтому бутылка воды на АЗС стоит сильно дороже, чем в супермаркете). Еще хуже ситуация на юге страны, где в ряде областей аграрии жалуются одновременно на дефицит и рост цен на солярку на фоне низких закупочных цен по зерну, которыми такую стоимость топлива "не отбить". В этой связи раздались призывы временно прикрыть экспорт нефтепродуктов, чтобы не сорвать уборочные работы. Вся эта ситуация наложилась еще и на девальвацию рубля.

Демпфер предусматривает определенный ценовой коридор, привязанный к выплатам


И тут пора назвать ключевое слово, которое сейчас мелькает во всех обсуждениях ситуации на топливном рынке: демпфер. С 2019 года важнейшим механизмом смягчения влияния колебаний мировых цен на внутренний топливный рынок являлся именно этот механизм налогового вычета, который был призван покрыть часть "упущенной выгоды" от того, что нефтяники воздерживаются от продажи части топлива на внешнем рынке (в случае выгодной внешней конъюнктуры) в пользу внутреннего.

Между тем цены на нефть в этом году постепенно росли. Причем в долларах. На фоне западных санкций удалось перестроить логистику, добившись уменьшения дисконта на российскую нефть и нефтепродукты. Нефтяной экспорт для отечественных производителей стал еще более привлекательным. Но и выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу только в августе составили 185,9 млрд рублей (по сравнению с 110 млрд руб. в июле). За январь-август демпферные выплаты составили 838,9 млрд рублей. Нефтяные компании, получается, в "двойном шоколаде" - и от роста мировых цен, и от бюджетных компенсационных выплат. Правда, в прошлом году такие выплаты составили еще более внушительные 2,16 трлн рублей (в 2021-м "жалкие" 674,5 млрд). И в прошлом году никаких проблем ни с внутренними ценами, ни тем более с дефицитом топлива не было. Но стоит учесть, что в 2022-м все-таки в экономике наблюдался относительный спад, а в этом как раз наоборот.

Наложились и ряд других обстоятельств: "узкие места" в логистике, ремонтные работы на НПЗ, рост потребностей армии, наконец, девальвация и увеличение потребностей в валюте, в том числе у нефтяников.

По предложению Минфина демпферные выплаты сокращены в два раза с 1 сентября. Немедленного эффекта это не возымело. И тут многие критики демпфера как метода сдерживания внутренних цен вспомнили свои старые прогнозы, согласно которым сам по себе этот механизм не стимулирует снижать цены на топливо. И чем выше разрыв между валютными доходами вовне и рублевыми ценами внутри, тем меньше желания сдерживать последние. Сложная формула демпфера предусматривает определенный ценовой коридор, привязанный к выплатам. На практике цена всегда тянется к верхнему потолку, а поскольку компенсации поступают еще и задним числом, то есть искушение "заложить" цену повыше.

Некоторые чиновники стали искать во всем "происки спекулянтов", а точнее - следы "теневого экспорта" нефтепродуктов, которые на бумаге идут на внутренний рынок, а в реальности - на внешний. На деле, если такие поставки и есть, то составляют незначительную долю рынка, сейчас все же не 90-е на дворе. Велико искушение вообще директивно снизить экспорт, прежде всего, дизтоплива. На это пока не решились, и причина проста: сейчас в страну приходит не так уж много валюты от экспорта. Особенно по сравнению с прошлым годом. Нефтегазовые поступления в первые месяцы этого года сократились примерно на 40% (европейский рынок газа, например, обвалился). Тогда как импорт частично восстановился, значительная его часть носит критический характер, ее нельзя просто так урезать. Если еще и сознательно сократить экспорт нефтепродуктов, то страна может остаться без валюты, и тогда мы увидим доллар уже по 200 рублей.

Что можно сделать? Например, увеличить обязательные квоты на поставки бензина (от производства), незначительно (но именно незначительно) скорректировать экспорт, возможно, временно увеличить демпфер. Стабилизирующее воздействие может оказать повышение с 1 сентября экспортных пошлин на нефть примерно на четверть - до 21,4 долл. за тонну. Можно просто переждать до октября, когда спадет летний пик спроса на бензин, однако при этом как-то суметь обеспечить стабильные поставки топлива для уборочных работ.

Стабилизация цен ждет нас на уровне около 70 рублей за литр Аи-95


Однако не стоит ждать чудес. Цены на бензин не удастся вернуть на прежний уровень. Он традиционно в последние годы дорожал примерно на 7% ежегодно, стремясь к условному доллару за литр. Это не значит, что мы увидим на АЗС ценник в 100-110 рублей за литр (хотя в Европе 1,5 евро за литр - норма). Но, возможно, стабилизация цен ждет нас на уровне около 70 рублей за литр АИ-95, по дизелю чуть ниже. Принципиально вопрос стоит так: или мы остаемся "в рынке", принимая в том числе неприятные последствия рыночного ценообразования, или возвращаемся к административному регулированию с неизбежным сопутствующим дефицитом и еще более "страшными" ценами на "черном рынке".

Источник: rg.ru
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.


Комментарии

Нравится 47   Не нравится 34
Добрый 12.09.2023, 13:04  

Всё таки Ленин был великий государственный деятель. Национализация всей сферы в добыче природных ресурсов страны, это единственное и грамотное решение. Но кто же Пу и его друзей от кормушки оторвёт?
Нравится 35   Не нравится 2
имя 12.09.2023, 13:10  

следующее разъяснение специалиста будет звучать так: почему не даже дорого бензина?
Нравится 102   Не нравится 2
1 13.09.2023, 07:31  

жадность. элементарно. снизились экспортные доходы надо с людей своих содрать. меньше то уже не хочется получать в свой карман.
Нравится 39   Не нравится 0
Хохол 13.09.2023, 21:18  

Может хватит Индии поставлять нефть за рупии, которыми можно только одно место подтереть. Складывается, что наше правительство работает в интересах других стран.
Нравится 24   Не нравится 12
Депутат 13.09.2023, 21:22  

Все идет по плану. Народ поддерживает курс нашего народного президента. По выборам это очевидно. Не нужно раскачивать лодку. После Украины разберемся с америкой и тогда заживем. Осталось немного подождать и затянуть пояса. И хватит ныть, нужно больше работать!!!
Нравится 26   Не нравится 28
Олег 13.09.2023, 21:51  

В Белоруссии нет таких проблем, потому что все НПЗ принадлежат государству
Нравится 30   Не нравится 0
Гость Александр 13.09.2023, 23:38  

Когда ,подавятся.
Нравится 23   Не нравится 0
Олег 14.09.2023, 11:16  

То-ли ещё будет.
Нравится 15   Не нравится 0
prova 14.09.2023, 12:31  

Напомню. В планах правительства России пересадить всех на общественный транспорт к 2030 году. Думайте, стоит ли приобретать очередную новинку автопрома?!
Нравится 83   Не нравится 2
Игор 14.09.2023, 17:03  

Не могу понять зачем нам сравнивать что 1.5 евро в Европе это нормально, что то про зарплаты сравнение нет как всегда, если вы орентируетесь на Европу так и зарплаты тоже должны быть как в Европе. Поднятие цен на топливо это очередная жадность олигархии, и не надо нам придумывать очередные байки, мы нефтегазовая страна и можем цены устанавливать какие хотим но есть кучка жмотов которая захватила все это и наживаеться за счёт граждан и вешает дикую лапшу через собственные СМИ что это нормальная и вынужденная мера.
Нравится 115   Не нравится 0
Просто просто 14.09.2023, 20:26  

Добрый, валить их всех. Как в 1917.
Нравится 15   Не нравится 1
Michail 14.09.2023, 22:46  

Депутат, уж кто-кто , а депутаты еще те работники. Мозоли не натер, работяга епучий?
Нравится 2   Не нравится 10
Демон 14.09.2023, 23:07  

Народ может рассуждать и возмущаться сколько угодно. Но план никто не отменял. К 2030 никакого частного транспорта в городах.
Нравится 33   Не нравится 1
СССР. 15.09.2023, 00:59  

Те,кто в правительстве сидит,они бензин не покупают.
Нравится 24   Не нравится 1
Правительственный Член 15.09.2023, 07:08  

Цитата: СССР.
Те,кто в правительстве сидит,они бензин не покупают.


Конечно нет.
Точнее покупают. Но оплачивают его налогоплательщики.
Так что повышение никак не отражается на состоянии кошелька, чиновников.
Нравится 44   Не нравится 1
Добрый 15.09.2023, 15:34  

Просто просто, Я за!
Нравится 3   Не нравится 15
Людмила 16.09.2023, 13:21  

Игор, а в Германии если пенсия 800 евро, то соответственно примерно на 80 умножить, то 64 тыс. Это где у нас 64 тыс руб пенсия???? Не надо равнять их цены с нашими! Абсурд. Хотя достоверно, родственники живут в Германии западной, бензин до 2 евро за литр, мясо очень подорожало ... Раньше не жаловались... Послушаю как будет с ценой на газ, в следующий отопительный сезон...расскажу потом.....
Нравится 26   Не нравится 0
Ромка 18.09.2023, 10:49  

Очередной умник в очередной раз пытаеться нам сказать что мы замечательно живём! Просто мы тупые этого не понимаем!
Нравится 39   Не нравится 1
Елена 18.09.2023, 14:17  

Чиновники живут на наши деньги, им заправляться не нужно. А мы всё терпим.
Нравится 76   Не нравится 0
Распутин 18.09.2023, 16:20  

Добрый, Говоришь - "Национализация всей сферы в добыче природных ресурсов страны, это единственное и грамотное решение." Так у нас и так более 70% всего производства государственное. К примеру" Роснефть" крупнейшая госкомпания в нефтянки. Средняя ставка НДПИ на нефть по России на 2022 год составляет 18,2 руб. за тонну. Средняя себестоимость добычи нефти в России в 2022 году составила 24,6 тыс. рублей за тонну. Акциз на бензин вырос до 14 345 рублей за тонну (был 13 793 рубля), на дизель - до 9938 рублей за тонну (был 9556 рублей). Если подсчитать все расходы-доходы в цене топлива, то мы получим в стоимости одного литра до 50% это налоги. Кстати в стоимости спиртного, курева тоже те же 50% налогов.
И объясните мне, почему в монархо-капиталистической Норвегии, или в монархо-капиталистической Швеции уровень жизни глубинного народа этих государств на порядок выше чем в России?
И ещё, ни в одном фосударстве гнилого Запада вы не найдёте чиновника-миллиардера, а у нас их более десятка. Я имею ввиду долларовых миллиардеров. Ну а рублёвых их численность у нас за тысячу уже перевалило.
Нравится 63   Не нравится 0
Распутин 18.09.2023, 16:23  

Да, вдогонку. Вышел указ Президента, по которому некоторые компании имеют право всю свою валютную выручку за экспортируемую продукцию (нефть, газ, металлы, мин.удобрение, лес, уголь) оставлять на гнилом Западе. Указ этот можно посмотреть на сайте Правительства Российской Федерации.
Нравится 35   Не нравится 0
Гость Александр 18.09.2023, 20:35  

Блин да когда-же они нахапаются?Только подорожание и штрафы с налогами всё для народа,зато по СМИ у нас всё отлично,эти сранные дипутаты то-же жируют,всех в якутию с нашей пенсией,что-бы им там было хорошо.
Нравится 60   Не нравится 0
Петя 18.09.2023, 22:52  

Партию жуликов и воров в отставку!!!
Нравится 22   Не нравится 0
Петя 18.09.2023, 22:54  

И кто после этого пут.?Распутин,
Нравится 14   Не нравится 0
Петя 18.09.2023, 22:55  

Распутин, Резать?
Нравится 136   Не нравится 1
Распутин 27.09.2023, 16:26  

Цитата: Олег
В Белоруссии нет таких проблем, потому что все НПЗ принадлежат государству

Ясень пень! Но Лука получает российскую нефть по бросовым ценам, и частично бесплатно, ибо Россия использует станции слежения за военно-морскими силами НАТО, которые ещё были созданы в советские времена.
Меня другое удивляет. Это же полный идиотизм, когда оппозицию в криминально-олигархическом государстве обвиняют в желании поражения собственному правительству. Повторяю, не стране, а режиму. Кстати, Ленин тоже желал поражение царской России в Первой Мировой.
Вы не задумывались, почему в свободной стране, где выборы существуют и правитель легитимный, подобной проблемы не возникает. И бывшие непримиримые противники в жесткой конкурентной предвыборной борьбе в случае угрозы стране, сразу забывают о разногласиях. Поэтому лично меня не удивил хватающийся за автомат экс-президент Хохляндии Порошенко. Это в свободной стране в порядке вещей.
И только в фашистских криминальных свинарниках наподобие сегодняшней России, где у оппозиции нет и малейшего шанса победить на представляющих фарс недовыборах, проводимых в условиях пропаганды, террора и цензуры, все не так.
И стоит ли в такой ситуации удивляться совершенно искреннему желанию оппозиции, чтобы развязавший преступную агрессию фашистский режим огреб за свои преступления по полной!?
Так что это не предательство, а самый настоящий патриотизм: желать поражения режиму ради освобождения от фашизма своей Родины
Нравится 75   Не нравится 0
Распутин 04.10.2023, 18:12  

Петя, " И кто после этого пут.?"
Если один бывший чекист, став президентом, в течение 23-х лет не употребил огромные доходы на то, чтобы наладить промышленность, а поставил страну в зависимость от спекуляций ресурсами, то такой руководитель - бездарен.
Если бездарный человек не предвидел, что однажды спекуляциям придет конец, то он еще и дyрaк.
Если в стране создается культ личности дyрaкa, бездарности, а по сути, больного человека - такая страна обречена.
Если бездарный дyрaк, управляющий больной страной, претендует на то, чтобы изменить мировой порядок, то ничего кроме войны ждать нельзя.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Статьи