Запад24

Дмитрий Шигаев: "Постоянно проводятся замеры радиационного фона"

17.09.2012   3 166 просмотров
Дмитрий Шигаев: "Постоянно проводятся замеры радиационного фона"Вот уже около 20 лет большая часть минусинского микрорайона Северный не застраивается. И это в то время, когда  город почти полностью исчерпал ресурсы для расширения. Территория микрорайона давно поделена на участки, однако хозяева не спешат начинать стройку. Виной всему обнаруженный в 1993 году повышенный радиационный фон в микрорайоне. Но основную угрозу для здоровья жителей несет  даже не радиация, которая, по словам специалистов, лишь немного выше нормы,  а  выделяемый урансодержащей породой тяжелый газ радон.

Радон - ядовитый газ без цвета и запаха. Он легко растворяется в воде, а еще лучше в жировых тканях живых организмов. Лишь недавно ученые выяснили, что наибольший вклад в радиоактивное облучение человека вносит именно радон. Установлено, что основная часть облучения происходит от дочерних продуктов распада радона - изотопов свинца, висмута и полония. Распадаясь, радон выделяет альфа-частицы, поражающие клетки эпителия. В легочной ткани вызывает микроожоги, а повышенная концентрация газа в воздухе может привести к раку. Также альфа-частицы вызывают повреждения в хромосомах клеток костного мозга человека, что увеличивает вероятность развития лейкозов.

Для того, чтобы сделать территорию микрорайона пригодной для строительства, администрация Минусинска приняла решение по рекультивации земель. Всего на территории микрорайона аномалия обнаружена в северной его части, центральной и южной. Радиоактивный грунт  вынут и перевезут на свалку, где его закроют подушкой из глины. Котлованы так же засыпят глиной, что, по мнению специалистов, должно задержать выход газа на поверхность, а за время прохождения через глиняную подушку газ распадется и станет не опасным.
Дмитрий Шигаев: "Постоянно проводятся замеры радиационного фона"Дмитрий Шигаев: "Постоянно проводятся замеры радиационного фона"Дмитрий Шигаев: "Постоянно проводятся замеры радиационного фона"Работы по рекультивации проводит фирма ООО «Квант», специализирующаяся на утилизации радиоактивных отходов.
На вопросы журналистов ответил прораб фирмы ООО «Квант»  Шигаев Дмитрий Васильевич,  ответственный за производимые рекультивационные работы.

Какой опыт работы имеет ваше предприятие?

Наше предприятие «Квант» работает с 1963 года, и специализировалось ранее по монтажу и наладке радиационной техники. Сейчас мы работаем в основном по ядерным реакторам: занимаемся утилизацией  последствий ядерных катастроф, старых радиационных объектов. Таких, как наше предприятие, в Сибири только два - мы и еще одна фирма в Новосибирске.

Какой у вас опыт работы?

Я лично работал на КМЗ, где производились работы по  уборке старых цехов по переработке ядерных отходов. Работал в Томске, в Сиверске на ядерном реакторе – ликвидировал старые цеха.

Были ли во время работы какие-то сложные ситуации?

Я о таких ситуациях не знаю. У нас достаточно много специалистов по радиационной безопасности, по радиоактивным отходам. Все работы проводятся согласно проекту, и соблюдаются все условия безопасности труда.  Мы работаем по очень четко проработанной схеме. Постоянно отслеживаем правильность проводимых работ.

Расскажите о проводимых работах?

Обнаружено всего три аномалии: северная, центральная и южная. Самая большая и самая фоновая – северная аномалия. На всех аномалиях мы выберем породу в глубину до 4 метров. После этого сделаем контрольные замеры,  по результатам заключения Роспотребнадзора и обследования территории, котлованы засыплем глиной.  Всего, по предварительным подсчетам, нам предстоит вынуть 14 тыс. кубометров породы. На данный момент задействовано пять единиц техники, в скором времени ждем еще три дополнительных единиц техники.  Сегодня уже выбрана Северная аномалия, в работе Центральная и  Южная.

Какие сроки определены для производимых работ?

Выбор грунта планируем закончить до конца сентября. После этого пробы со всех трех аномалий будут оправлены в край, и только поле получения заключения  экспертизы,  мы сможем начать засыпать котлованы глиной.

Насколько опасен этот грунт?

Природный фон земли 0,2 – 0,3 микрозиверта в час. Здесь фон составляет 0,45 – выше не было. Эта доза считается в пределах нормы. Но точно и объективно об этом скажут красноярские специалисты. Для этого мы постоянно берем пробы грунта через каждый слой и отправляем в Красноярск.

Какие меры безопасности принимаются при работе?

Дмитрий Шигаев: "Постоянно проводятся замеры радиационного фона"Дмитрий Шигаев: "Постоянно проводятся замеры радиационного фона"Так как фон повышен незначительно, это позволяет работникам работать в респираторах, даже без специального костюма. Но у каждого есть свой персональный дозиметр, контролирующий уровень полученного облучения. Так же постоянно проводится обеспыливание территории, если есть необходимость, то проводится обработка пленкообразующей жидкостью. Раз в неделю все машины моются.

Есть ли какие-то проблемы с местными жителями?

Дмитрий Шигаев: "Постоянно проводятся замеры радиационного фона"Нет, мы постоянно проводим разъяснительную работу. Если у кого-то есть вопросы, они могут прийти, посмотреть и получить ответы.
У населения в близлежащих домах постоянно проводятся замеры радиационного фона, что бы понять, есть повышение фона или нет.  Перед проводимыми работами мы обследовали близлежащие дома.  При этом  обнаружили, что в одном коттедже  ураносодержащей породой был выложен погреб, а в другом доме красивыми камешками той же породы украсили фасад.

В городе жители хотели создать общественную группу по контролю за работами? Были представители?

Да, члены совета приходили и измеряли фон своими приборами. Но они пришли с приборами не профессиональными,  бытовыми, которые имеют очень большую погрешность. Хочу сказать всем, кто интересуется работами: мы каждый день  размещаем информацию об уровне радиации и количестве вынутого грунта на сайте администрации города. Если есть вопросы, приходите, все работы ведутся открыто, на ваши вопросы ответят специалисты.

А вы сами построили бы в этом месте себе дом?

А почему нет? Конечно, построил бы.

Что можете посоветовать жителям?

Если вы увидели на своем участке странный грунт оранжевого цвета, лучше не торопитесь его использовать в строительстве, а не поленитесь и проверьте на радиационный фон. Сейчас многие люди приобретают личные дозиметры, чтобы измерить общий фон радиации в квартире. Но для измерения уровня радона они бесполезны, тут необходимо вызывать специалистов с радиометром радона. Если вы хотите самостоятельно обезопасить свое жилище от вредного газа, вам следует заделать щели в стенах и полах, поклеить обои, загерметизировать подвальные помещения и просто чаще проветривать комнаты в вашем доме, а в подвальных помещениях и гаражах стоит установить принудительную вентиляцию.

Администрацией Минусинска принято решение, что участки, на которых велись работы, не будут выделяться под жилищное строительство и останутся открытыми – там могут быть расположены парковка, сквер и т.п. Газ радон на открытом воздухе никакой опасности не представляет, и может быть вреден только при скапливании в закрытых помещениях, чаще всего это подвалы или первые этажи зданий.

Татьяна Харитонова (Минусинск)
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Статьи