Ретро- машины - не роскошь, а историческая ценность

Глава семейства Владимир Григорьевич и его сыновья Игорь и Владислав собирают образцы автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, которые выпускались в СССР в период 1930-70-х годов 20 столетия. Машины собирались на свалках, в мастерских, в подворьях горожан и сельчан, а так же в период президентской программы по утилизации старых авто. Им было больно смотреть, как советское «железо» разрезается на металлолом и уходит в небытие. И они «спасали» легковушки, грузовики, мотоциклы и мотороллеры, реставрировались своими силами и за свой счет. И теперь они красуются в музее ретро автомобилей автомототехники семьи Межовых.
- Владимир Григорьевич, для чего вы создали музей?
Эти машины - часть истории нашей страны. Мы на них построили все, что сейчас имеем, они помогли выиграть войну. Потом на них восстанавливали разрушенное войной хозяйство, понимали целину, строили заводы и фабрики. Наши легковые автомобили до сих пор можно встретить в зарубежных странах! А мототехника? Они же всегда были первейшими помощниками в домашнем хозяйстве!..
Боле того, суть музея автомототехники — дань уважения людям, создавшим в советское время славу Минусинску как городу шоферов. И у нас все, у кого сохранилась ностальгия по той самой технике, могут спокойно прийти в музей и посмотреть ее.
- А расскажите, как появилась идея создать такой музей?

- Как же тогда вы стали собирать сами автомобили?
Сыновья выросли, а любовь к машинам осталась. Сын предложил собирать уже не маленькие модели, а оригиналы автомобилей. Я ему сказал, чтобы он составил конкретный план, какие авто собирать, с чего начинать. В это время появилась программа президента по утилизации старых автомобилей. Нас это задело. Ведь в прошлое уйдет огромный пласт автомототехники, сделанной в СССР. На семейном совете мы приняли решение создавать музей советских автомобилей. Но начали мы с 30 –х годов. Забирали машины прямо с утилизации.

Сегодня в нашей коллекции находится 37 единиц техники. И я считаю, что период 30- 70 годов прошлого века охвачен почти полностью. Не хватает только очень дорогих автомобилей. К примеру, нет «Чайки», нет ЗИСа 110, на котором ездил маршал Жуков, но основная масса у нас собрана.
-Как ремонтировали все эти автомобили?
Все ремонтировали сами, что-то своими руками, что-то отдавали в мастерские. Бывало, что на ремонт некоторых машин уходило до 400 тысяч рублей, так как детали и специалистов найти сложно. Читали много литературы по этим машинам, изучали историю. Но мы все атаки стараемся, что бы все соответствовало первоначальной конструкции машины. При этом вся наша техника на ходу.
- Расскажите немного о машинах?
На выставке представлены такие легендарные автомобили, как ГАЗ-ММ "Полуторка", Урал ЗИС, ГАЗ-67(кстати, с каской в комплекте), ГАЗ-М1 "Воронок", ГАЗ-21 Волга и ГАЗ-20 Победа. Также много москвичей, всевозможных мотоциклов и мотоколясок. Автомобили собраны со всех концов нашей великой и могучей Родины. Все они на ходу и в хорошем состоянии.
Рассказывать можно бесконечно: вот «Победа», которая считалась когда-то самым престижным автомобилем. Это наши мотоциклы «Уралы» - лучшей техники для тайги не придумать. Есть «черный воронок», печально известный в период репрессий тридцатых годов. А вспомните кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию», где милиция приезжала на желтой гаишной «Волге». А вот на такой машинке катались Трус, Балбес и Бывалый в комедии Гайдая.




- Где вы взяли все эти машины?
Большая часть машин пылилась по старым гаражам у пенсионеров. Часто после смерти стариков, родственникам эти машины становятся совсем не нужны, а наладить или нет возможности, или желания. Вот и ржавели под дождем и снегом, иногда даже на улице. Часть забрали после президентской программы утилизации старых авто.
- А какой самый старый автомобиль?

- Выезжают ли ваши машины из гаража?

Тогда нас стали узнавать. А сейчас это понемногу утихло. Сейчас нас редко приглашают на праздники. Выезжаем на день города, на день победы. Как-то выезжали в Шушенское на день поселка. На нас посмотреть все Шушенское собралось. В Абакан нас каждый год приглашают.
«Волгу» сдаем в прокат молодоженом. Говорят, что часто гости так увлекаются рассматриванием старинного автомобиля, что про свадьбу забывают.
- Как планируете развивать ваш музей дальше?
Будем и дальше собирать машины. Но основная задача сейчас - найти место под новый выставочный павильон для музея. Сейчас места совсем нет. Все забито, техника стоит очень тесно. У нас в гараже всего 350 кв. метро, а надо хотя бы 1000. Очень хотим разместить музей в новой части города. Проект уже у нас есть. Можно построить помещение из поликарбоната по типу теплицы. Это и красиво и недорого. Для города это незначительная площадь, реально это всего лишь 30 на 30 метров. Но где их взять? Я обращался к руководству администрации, но ответа так и нет.
Часто на новые идеи нас наталкивают посетители, и чаще иногородние. Наш музей посещают иностранцы. Недавно приехали из Германии. Нам пришлось стол накрыть. Пообщались очень тепло. Они говорят, что мы молодцы, что создали такой музей, и что в Германии подобного нет.
- А вообще как-то вам администрация города помогает?
У меня часто об этом спрашивают. А я отвечаю, ради бога какая помощь, лишь бы не мешали. Наш музей никто не финансирует, но мы и ничего не просим. Помещение выставочного зала, если его так можно назвать, мы отремонтировали сами. Выставили экспонаты. А главный вопрос - это место под новый выставочный павильон.
Музей ждет своих посетителей в рабочие дни с 8 до 18 часов, в выходные по предварительным заявкам. На сегодня помимо автомобилей и моделей автомобилей в музее находится множество книг по автомобилям прошлого века, подшивка журнала «За рулем», собрание технической литературы 1920-1970-х годов издания. Стены музея увешаны дипломами и благодарственными письмами. Как рассказал Владимир Георгиевич, музей получил множество дипломов и в 2010 и 2011 и 2012 годах. Музей везде занимает первые места, потому что частных музеев почти нет.
Напоследок Владимир Георгиевич высказал пожелание о том, чтобы город Минусинск узнавали не только по музею имени Мартьянова, но и по музею ретро автомототехники.


















































Татьяна Харитонова Минусинск