Запад24

Анатолий Левитин: «Реализм – единственное живое зерно в русском искусстве»

22.11.2012   5 182 просмотра
Анатолий Левитин: «Реализм – единственное живое зерно в русском искусстве»В ноябре Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в Красноярске отмечает свое 25-летие. По случаю знаменательного юбилея в столице края проходят торжественные мероприятия и выставки. И главным героем всех юбилейных торжеств неизменно становится Анатолий Павлович Левитин – народный художник Российской Федерации, нынешний председатель регионального отделения Российской академии художеств и бессменный руководитель академической творческой мастерской живописи в Красноярске.
Для Анатолия Павловича нынешний год знаменателен вдвойне – в июле 2012 он отпраздновал свой 90 –летний юбилей.
Анатолий Левитин: «Реализм – единственное живое зерно в русском искусстве»

Фронтовик, художник, педагог


Анатолий Павлович Левитин родился 16 июля 1922 года в Москве. В 1941 году закончил среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В начале Великой Отечественной войны призван в Красную Армию, закончил училище зенитной артиллерии. Воевал на Северо-кавказском фронте в 443-м зенитно-артиллерийском полку старшим техником-лейтенантом, награждён медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».
После демобилизации в победном 45-ом был в середине учебного года принят на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, и в 1951-ом получил диплом с отличием и звание художника живописи.
Писал портреты, пейзажи, жанровые и исторические картины.
Сегодня произведения Левитина Анатолия Павловича находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в музеях и частных коллекциях в России, Китая, Японии, США, Франции и других странах. Его картина «Теплый день», в 1958 году удостоенная бронзовой медали на Всемирной выставке в Брюсселе, известна во всем мире, а студенты художественных вузов страны по его произведением в наши дни изучают историю советской живописи.
Когда 25 лет назад ленинградского художника Анатолия Левитина пригласили возглавить творческую мастерскую живописи – первую в только что созданном Сибирско –Дальневосточном отделении Российской академии художеств, он принял это предложение без долгих раздумий.
- Еще во время войны, будучи курсантом артиллеристского училища в Томске, я был очарован красотами Сибири. И, наверное, именно тогда подсознательно для себя решил: «Когда-нибудь я сюда обязательно вернусь!». Так и случилось, – вспоминает Анатолий Павлович. Затем, уже в 1958 году, побывал в Красноярске и Дивногорске. В то время, будучи членом выставочного комитета первой всероссийской художественной выставки, я вместе с другими художниками много ездил по городам Союза. В начале 60-х годов неоднократно бывал на строительстве Красноярской ГЭС, в 70-х – на Саяно-Шушенской ГЭС. Будни и люди этих великих строек отражены во многих моих работах.
Поэтому, несмотря на то, что до этого мне не приходилось заниматься педагогической деятельностью, согласие жить и работать в Красноярске было для меня вполне осознанным решением.
Анатолий Левитин: «Реализм – единственное живое зерно в русском искусстве»

Учитель и ученики


За четверть века из стен творческой мастерской Левитина вышло 37 художников высшей квалификации, трое из них – Артур Васильев, Константин Войнов и Анатолий Рыбкин избраны членами корреспондентами РАХ. Ректор Красноярского государственного художественного института Александр Покровский стал первым выпускником мастерской, получившим звание академика. Сегодня у Анатолия Левитина учатся уже вчерашние студенты вуза, которым руководит Покровский, то есть уже ученики его учеников.
- Со всеми поступившими в мастерскую художниками у Анатолия Павловича складывается взаимопонимание, переходящее в дружбу, – рассказывает искусствовед, член Союза Художников РФ Наталья Тригалева. – Не пытаясь «давить» на стажеров, подстраивать их «под себя», он направляет основные усилия на то, чтобы развивать в них активное композиционное мышление, добиваться выразительности в цвете, точности русунка и понимания пространственности. Но самое главное – он помогает ученикам видеть жизнь со всеми ее проблемами, радостями и печалями, учит размышлять над сутью событий и добиваться в работах глубинного философского содержания…
Сам мастер говорит:
-Я никогда не навязываю своим стажерам своего мнения, моя задача как руководителя – опираясь на реалистическую школу, развивать индивидуальные особенности дарования каждого из них. Сейчас в залах нашего отделения Академии проходит выставка работ выпускников мастерской живописи, организованная в честь моего 90-летия. Глядя на произведения моих учеников, сразу замечаешь, насколько все они разные и интересные именно в своей самобытности
Анатолий Левитин: «Реализм – единственное живое зерно в русском искусстве»

Против «воинствующего дилетантизма»


Всю жизнь художник Анатолий Левитин в своих докладах, статьях и интервью СМИ активно пропагандирует реалистическое искусство. По его словам, он даже несколько устал он этой пропаганды. Но по-прежнему остается верным своим принципам.
- Сегодня во всем мире в живописи утрачена классическая реалистическая школа, которая одна призвана воспитывать в людях чувство прекрасного, – говорит Анатолий Павлович. - Идет всеобщее наступление «воинствующего дилетантизма», трактующегося его приверженцами как «как свежие веяния» и «новые направления». Чушь! Классический реализм – вот что во все века было и остается единственным живым зерном, двигающим искусство и проникающим в души людей. Именно поэтому мы до сих пор восхищаемся и будем восхищаться бессмертными полотнами старых мастеров. Говоря о реализме, я имею в виду его многоликость, разнообразие художественной формы. Я категорически против сведения реализма к натуралистическому копированию действительности.
«Воинствующий дилетантизм» глубоко проник и в Россию. Но, к счастью в нашей стране, единственной сегодня на планете, реалистическая школа в искусстве, несмотря на все катаклизмы прошлого века и последних лет, была сохранена…
Красноярск в сохранении и приумножении лучших традиций реализма играет значительную роль. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, только в нашем городе на сегодняшний день имеются все уровни профессионального художественного образования. Детская художественная школа им. Сурикова, суриковское училище, Красноярский художественный институт и творческие мастерские – есть где расти талантам.
Между тем, на определенном этапе иностранцы поняли, ЧТО они потеряли. И в погоне за утраченным сегодня проявляют огромный интерес к русской школе живописи.
Они не устают восхищаться картинами русских мастеров прошлых веков, работами художников советского периода, молодыми авторами.
Многие современные талантливые российские художники, воспитанные в лучших традициях российской школы и переехавшие за границу, пользуются большой популярностью.
Но вот наше государство практически не заботится о своих талантах. Культура в России финансируется по остаточному принципу, и средств с каждым годом выделяется все меньше. Было время, когда в творческих мастерских нашего регионального отделения –живописи, скульптуры, графики – занималось по пять стажеров, сегодня из-за недостатка финансирования преподаватели могут брать только четверых. Возможно, в ближайшем будущем их число еще сократится.
- Чтобы переломить ситуацию, нужно, чтобы повышение культурного уровня населения в стране стало приоритетным направлением государственной политики, – говорит Анатолий Павлович. – Кроме того, необходимо выделять достаточно средств на содержание объектов культуры и поддержку молодых талантов, нужно создавать государственные телеканалы и другие СМИ, пропагандирующие настоящее искусство, формирующие в людях, особенно в молодежи, истинные нравственные ценности и вкус к прекрасному. К сожалению, сегодня этого не происходит. В своем недавнем газетном интервью на эту тему правильно высказывался наш знаменитый актер Василий Ливанов. В частности, он сказал: «Если обществом правят деньги, а не совесть и мораль, востребовано только одно искусство – «для толпы». У общества сбит нравственный прицел. Но народ надо подтягивать, задавать ему ориентиры…». Я полностью согласен с замечательным артистом.
Однако, несмотря на трудности, наше отделение по-прежнему активно борется за сохранения реализма в искусстве, живет, работает и пополняется новыми членами. В своей недавней поездке с моим заместителем, председателем Красноярского отделения Союза художника Сергеем Ануфриевым, мы приняли в наши ряды двух замечательных художников из Владивостока и Хабаровска. Наша юбилейная выставка в МВДЦ «Сибирь», где представлено 350 работ художников, скульпторов и графиков от Урала до Дальнего Востока, вызвала огромный интерес у красноярцев и гостей города. И это говорит о том, что мы стоим на верных позициях.

Андрей АФАНАСЬЕВ
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.


Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Статьи