Запад24

Фотографировать нужно там, где живешь

06.12.2012   2 966 просмотров
Фотографировать нужно там, где живешьГоворят, в жанре пейзажа должно сочетаться отражение духовного и практического постижения художником окружающей среды. Для известного красноярского фотохудожника Михаила Вершинина создание пейзажей подразумевает, прежде всего, внутреннее состояние автора в тот момент, когда он нажимает на спуск затвора.
Михаил Вершинин родился и вырос в селе на Алтае. Когда учился в четвертом классе, отец на день рождения подарил ему фотоаппарат «Смена». С того момента и началось его увлечение фотографией.

Фотографировать нужно там, где живешь "Снимал я все подряд: родственников, друзей, деревенские дома, окрестные виды, – рассказывает Михаил. - Естественно, навыков у меня не было никаких, учиться в нашей деревне было не у кого. Затем, уже поступив в Алтайский сельскохозяйственный институт, стал посещать фотокружок. Тогда же начал серьезно заниматься альпинизмом и скалолазанием. Однажды, после того, как я пропустил тренировку из-за занятий в студии, тренер мне поставил жесткое условие: «Выбирай: или фотография, или спорт». В то время я выбрал спорт… "

Занятию спортом Михаил посвятил 15 лет. Семикратный чемпион Советского Союза, многократный чемпион России по спортивному скалолазанию. Более десяти лет назад, когда появились финансовые средства и возможность располагать своим временем, вернулся к увлечению детства и юности – фотографии. И в этом виде профессиональной деятельности снова быстро и уверенно «пошел в гору».
Победитель конкурса журнала «National Geographic Россия» 2004 года. Финалист международных конкурсов «Фотограф дикой природы «Золотая черепаха»: в 2008 и 2009 годах в номинации «Искусство природы», в 2009 и 2010 - в номинации «Пейзаж». Золотая медаль международного конкурса в Австрии FIAP Trierenberg Super Circuit 2011 года в особой теме «Ночное изображение». Победитель национального конкурса "Русский пейзаж" в категории "Человек и пейзаж", второе место в категории "Классический пейзаж", Обладатель Почетной грамоты Законодательного собрания Красноярского края за освещение восхождения красноярских альпинистов на вершину хребта Кодар, посвященного 70-летию Красноярского края. Солидный список регалий для человека, который начал заниматься фотографией профессионально всего десять лет назад.



Возвращение в детство


Фотографировать нужно там, где живешьС самого раннего детства Михаил умел чувствовать и ценить красоту родной природы. По его словам, такое понимание у него в крови, от предков.

- Я очень хорошо помню своего прадеда Абрама Каратаева, который всю жизнь прожил в деревне и скончался в возрасте 105 лет. Работал и жил он размеренно, без суеты, никуда не торопясь и всюду успевая. Труд на земле был для него в радость. Работая, он любил созерцать природу и потом делиться своими впечатлениями. Помню, когда мне было лет пять, а прадеду – уже за 90, он помогал поправить покосившуюся ограду нашего дома. В качестве опоры старик вбил в землю тополевый кол, который через некоторое время вдруг принялся, начал жить и расти. Рос я, росло и дерево. Сколько помню себя, столько помню и этот тополь. В детстве я постоянно лазал на него, по весне крепил скворечники. Летом, ночуя на веранде, любил слушать, как дерево шумит на ветру, осенью смотрел, как опадают листья. Давно уже нет того дома, нет прадеда, моих родителей, а тополь живет. Я всегда подхожу к нему, когда бываю в родных местах. Для меня он – как возвращение в детство. Глядя на него, я особенно ощущаю связь времен и единение человека с природой…

Долгое время проживая в городе, Михаил чувствовал себя оторванным от природы. Наверное, именно поэтому в фотографии он выбрал пейзажное направление. Просто желание снимать в определенный момент совпало с желанием выражать свое понимание природы через фотографию.

Фотохудожник, пейзажист


Фотографировать нужно там, где живешьВ своих фотоэкспедициях Михаил объездил-обошел огромные просторы необъятной Сибири. Ергаки, Саяны, Тыва, Хакасия, труднодоступное плато Путорана, Горный Алтай, Байкал, Столбы – «отчеты» о творческих командировках в его замечательных снимках, в авторских фотоальбомах «Природный парк Ергаки жемчужина сибири», «Красноярские Столбы» и выставках. Снимал и за границей – в Европе, Азии и Америке, но, по словам фотохудожника, ничто и никогда не вдохновляло его так, как сибирская земля.

- Фотографировать нужно там, где живешь, то, что ты хорошо знаешь, что близко твоей душе, – считает он.
На выставках, творческих встречах, мастер-классах Вершинину часто приходится слышать восторженные отклики о его работах. Но он не придает большого значения комплиментам, как, впрочем, и критическим высказываниям:

- Оценки любого творчества всегда субъективны, кому-то нравится что-то одно, кому-то – другое. Когда я снял зверей в Роевом ручье, один известный красноярский фотограф раскритиковал мои работы. А жюри конкурса, проводимого российским изданием журнала «National geographic», присудило мне за эти фотографии первое место. На вкус и цвет, как говорится… Поэтому для меня, в первую очередь, важно, чтобы мои снимки впечатляли меня самого. Делая кадр, я стараюсь, чтобы в фокусе объектива в этот момент сошлись мои чувства, настроения и ощущения от увиденного. Проводя много времени на природе я, прежде чем сделать снимок, изучаю формы, географические и климатические условия местности, просто созерцаю, любуясь красотами открывшихся мне видов.

На поиски своего, уникального кадра, Михаилу порой приходится тратить дни, недели, месяцы, иногда годы. При этом достичь желаемого результата порой бывает очень нелегко.

- Одной из самых интересных экспедиций для меня стало путешествие на Байкал, где на мысе Хобой, самой северной точке острова Ольхон, я снимал ледоход. Лед на Байкале сходит всего за пару дней, он несется мощным беспрерывным потоком. Незабываемое зрелище! Однако в кадре я никак не мог передать эту бешеную динамику, не получалось – и все. Я уже считал съемки неудавшимися, когда, буквально за день до отъезда, мне повезло. Сильнейший ветер сгонял последние льдины в заливы с двух сторон от мыса. Льду не хватало места, мощнейшие потоки воздуха выталкивали его из заливов, мыс не давал им хода назад. И вдруг две ледяные кристальные гирлянды начали двигаться навстречу друг другу, пересеклись, образуя дорожку, которая наперекор ветру ушла обратно в море. Мне удалось запечатлеть это грандиозное действо, снимок я назвал «Уходящий лед Байкала»…


Мастер-классы в Ергаках


Фотографировать нужно там, где живешьФотохудожник предпочитает путешествовать один. В одиночку легче полностью сконцентрироваться на работе, да и результат, по его словам, почти всегда бывает лучше.
В любую экспедицию собирается основательно, тщательно подпирая снаряжение для той или иной поездки. В путешествиях особое внимание уделяет собственной безопасности, где любая оплошность, да и любая мелочь может дорогого стоить. Как-то раз в Ергаках человек из встретившейся фотографу компании туристов, уходя, по ошибке прихватил с собой его походный нож. Михаилу пришлось возвращаться, съемки сорвались. Куда в горах, тайге без ножа?
Однако Михаил регулярно водит группы на Ергаки, на недельные мастер - классы. Эти красивейшие горные места он давно исколесил вдоль и поперек, знает, как свои пять пальцев.

… Ученикам Вершинина такие мастер-классы дают неоценимые практические знания, возможность получить новые, незабываемые ощущения от общения с природой. А кому-то приносят совсем неожиданные результаты.

- В одной экспедиции в нашей команде принимал участие мой знакомый из Москвы, тормозивший всю группу. Мало того, что в походе ему и так приходилось труднее всех, он еще и злоупотреблял курением. Когда всем пришлось из-за него вновь сделать привал, а он, едва отдышавшись, потянулся за пачкой, я его резко одернул и пристыдил. Тот сильно смутился, и больше за все время путешествия не выкурил ни одной сигареты. Уже потом я узнал, что Алексей совсем бросил курить, а вскоре его примеру последовала и жена. Вот кому это путешествие уж точно пошло на пользу! – с улыбкой вспоминает Михаил.

Участие в его экспедициях по Ергакам принимают самые разные люди, не только набирающие знания фотографы. В 2006 году он был проводником экологической экспедиции, организованной по инициативе тогдашнего губернатора Хлопонина, в которой принимали участие чиновники краевой администрации и депутаты ЗС. После их путешествия по горному массиву началось обустройство туристических маршрутов в Ергаках - наладили сотовую связь, провели электричество, благоустраивают дорогу до Каменного городка.

Сколько стоит фотошедевр?


Фотографировать нужно там, где живешьЗарабатывать на пейзажной фотографии в России очень непросто. По мнению Михаила, здесь сказывается отсутствие у наших людей визуальной культуры, которую необходимо воспитывать с детства, а также непонимание значения художественной фотографии в таком важном процессе, как развитие туризма в России.
- Чтобы туризм в нашей стране развивался, наряду со строительством дорог, гостиниц и других объектов инфраструктуры, государству нужно издавать больше книг и фотоальбомов, рассказывающих всему миру о красотах русской земли. И это можно сделать лишь при мощной поддержке государства.
К сожалению, сегодня этого не происходит. Часто свои проекты, как, например фотоальбом «Природный парк Ергаки – жемчужина Сибири», Михаил Вершинин воплощал в жизнь при поддержке друга, а «Красноярские Столбы» - на собственные средства.
Кроме того, люди, далекие от фотографии, зачастую просто не понимают, сколько может и должна стоить достойная фоторабота. В прямом смысле – финансовом.

- Совсем недавно одна крупная компания решила издать календарь на 2013 год, иллюстрированный моими фотографиями, - рассказывает Михаил. - Однако вскоре заказчики отказались от этой идеи: им - показалось, что я слишком много запросил за свои снимки. И тогда я решил подсчитать, какое расстояние мне пришлось преодолеть и сколько времени потратить на то, чтобы получить эти 13 снимков, сделанных в 11-ти экспедициях в разных уголках Сибири. Оказалось – на автомобиле и по железной дороге, на самолетах и вертолетах, на катерах и паромах, конным транспортом и «на своих двоих» я преодолел более 31 тысячи 300 километров. Из них более 500 километров прошел пешком, зачастую неся на себе 50-60 килограммов фотоаппаратуры и прочего снаряжения. Сколько денег было истрачено на эти поездки, я даже не подсчитывал. Кроме того, из нескольких сотен сделанных кадров настоящий профессионал путем тщательного отбора всегда оставляет лишь две-три работы. Сколько, по-вашему, должен стоить такой снимок?

Советы мастера



Фотографировать нужно там, где живешь Главный совет, который Михаил Вершинин дает начинающим фотографам-пейзажистам – как можно больше времени проводить на природе, учиться ее чувствовать и понимать.

- Конечно, чтобы снимать осмысленно, а не просто жать на кнопку фотоаппарата в автоматическом режиме, увидев «красивую картинку», нужно освоить азы, например, пройти фотокурсы, - говорит он, - А затем – практика, практика и еще раз практика. Поначалу, «набивая руку», не стесняйтесь пытаться подражать признанным мастерам. Но одновременно обязательно ищите что-то свое. Советуйтесь с опытными мастерами, участвуйте в конкурсах. На первых порах камера не имеет большого значения, учиться снимать пейзажи можно и при помощи простых фотоаппаратов. Все зависит от целей и задач, которые вы ставите перед собой. Если решите заняться пейзажной фотографией всерьез, придется потратиться на дорогую аппаратуру. Главное – не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.

Фотографировать нужно там, где живешь Фотографировать нужно там, где живешь Фотографировать нужно там, где живешь Фотографировать нужно там, где живешь Фотографировать нужно там, где живешь Фотографировать нужно там, где живешь Фотографировать нужно там, где живешь Фотографировать нужно там, где живешь Фотографировать нужно там, где живешь Фотографировать нужно там, где живешь Фотографировать нужно там, где живешь Фотографировать нужно там, где живешь

Андрей АФАНАСЬЕВ. Красноярск
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.


Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Статьи