Ожидания общества: нравственный полицейский на страже закона

Плохо, когда тебе задают вопрос, а ответа на него нет. Еще хуже, когда ответ есть, но ответить все равно не можешь – то казенная косность мешает, то страх перед руководством, то пресловутая честь мундира. Впрочем, когда вопросы задают за круглым столом, есть возможность сообща подумать и, может быть, решить хотя бы часть проблем, которые некоторые ведомства, увы, часто сами же и создают…
Тема «круглого стола», состоявшегося 6 декабря в ачинском офисе «Запад-24», называлась «Закон и нравственность». И конечно, в центре обсуждения находились представители правоохранительных органов нашего города - начальник Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» Евгений Киселев, и заместитель начальника Ачинского ОГИБДД Эдуард Ивженко. В разговоре участвовали директор ООО «Запад-24» Евгений Борисов, член общественного Совета МО МВД «Ачинский» Сергей Кениг, заместитель председателя городского Совета депутатов Сергей Никитин, главный редактор АТВ Ольга Фахурдинова, юрист Юрий Матвеев. А также ветеран МВД Сергей Трифонов и священник Казанского собора отец Александр.
***

Евгений Киселев, начальник МО МВД «Ачинский»:
- На мой взгляд, падение авторитета полиции связано с несколькими причинами, и это не только правовая, но и моральная проблема. Нельзя вести борьбу с преступностью, одновременно не укрепляя моральные устои общества. А это у нас как раз хромает. Говорить о глобальных результатах реформы еще очень рано, это только начало! Первая ступень прошла в виде переаттестации и сокращения личного состава. К оставшимся отношение таково: нарушил – расстаемся! Причем вопросы прекращения деятельности в правоохранительных органах не остаются в формуле «Ушел по собственному желанию».
- Раскройте механизм отбора кандидатов на службу в полицию? – задали ему вопрос, - какие требование теперь предъявляются к желающим работать в полиции?
Евгений Киселев:
- Первое требование - высшее юридическое образование. Второе - биография будущего полицейского должна быть чистой; кандидата проверяют даже по линии нарушения правил дорожного движения. Мной лично дано указание всех без исключения кандидатов проверять на полиграфе. К великому моему сожалению, даже принятые на испытательный срок стажеры (а их очень мало) не все проходят его.
Дальше следовала грустная статистика: «Мы инициативно рассматривали на должности 98 человек. Из них с «чистыми» биографиями оказалось всего 15. После проверки психологических качеств осталось семь…». После такого пристрастного приема двое из оставшихся семи забрали документы и попрощались с гостеприимным отделом, из оставшихся пяти - трое не прошли медицинскую комиссию.
***

- Недавно произошли события, вызвавшие определенный резонанс. Это две аварии, в которых погибли сотрудники полиции, и ситуация с полицейским, убившим двух человек. Реакция вашего руководства такова: запрещение использования полицейскими личного транспорта, во-первых. И во-вторых, обязательное посещение руководством семей личного состава. Насколько это эффективно, и не абсурдно ли?
Евгений Киселев:
- Такие приказы действительно существуют. Они обязательны к исполнению, и обсуждать их мы не имеем права. Кстати, в Ачинске в отношении личного автотранспорта никаких карательных мер не проводится. Единственное, что я предпринял: если сотрудник выезжает за пределы города на личном транспорте , это делается только с моего личного разрешения.
Что же касается «хождения по семьям», это и без того регламентировано документами, которые предписывают нам знать, как живут наши сотрудники в быту. Считаю, что когда руководитель пообщается с семьей подчиненного, это принесет пользу. Возможны ссоры в семье, возможны жалобы от соседей. Естественно, сотрудник попадает на заметку, попадает в группу риска. Я считаю, что это - один из эффективных методов предупреждения правонарушений среди сотрудников полиции.
***
Сказать откровенно - с одной стороны становилось даже жалко несчастных «копов», поставленных в жесткие условия контроля даже в быту. С другой, подобные условия, скажем прямо, навязанные сверху, заставляют руководство на местах испытывать самый настоящий кадровый голод. Однако, это еще не все…
Сергей Никитин, заместитель председателя Совета городских депутатов:
- Ночью пьяные буянят во дворе, вызываю милицию. Приехали через шесть минут и звонят мне в дверь:
- Вы вызывали? Необходимо составить протокол. И я вместе с полицейским сижу и пишу эти бумажки. Два часа ночи! Спрашиваю: «Для чего это?». Отвечает: "Мы за такие дела отчитываемся". Но это же маразм! Есть нарушение закона, полицейский правомерно отреагировал, почему он должен еще отчитываться за это?
***
Абсурд какой-то получается: долг полицейского – защита граждан, но его выполнение зависит от…заполнения «бумажек», в процессе чего гражданин отодвигается в сторону! Не напишешь – накажут. И кто тогда будет думать о качестве работы, когда боишься всех – руководства, общественного совета, не в меру активных граждан?…За 11 месяцев этого года раскрываемость на территории МО МВД «Ачинский» составила 64%, в прошлом же году эта цифра составляла 70,2%. Кажется, добавить здесь нечего.
Сергей Трифонов, ветеран МВД:
- Что изменилось оттого, что милицию заменили полицией? Кроме названия - пока ничего. Сегодня сознание людей трансформировалось, и работать в полицию идут с какой-то коммерческой направленностью. Получить большую зарплату, что-то поиметь от полученной власти – будь это дополнительные доходы или авторитет, «заработанный» полицейской формой… Да и форму-то не умеют носить! Идет такой правозащитник по улице, противно смотреть - как пленный немец!
Очень правильно говорилось о том, что множество нормативных указаний мешает сотруднику нормально работать. Когда, казалось бы, простая помощь гражданину оборачивается для него сбором документов, это отталкивает! Люди просто не хотят связываться с полицией. Отталкивает вот этот вопрос к человеку, который звонит и сообщает о правонарушении: «Назовите свою фамилию и адрес…»! А потом что?
Самым плохим эпизодом в отношениях милиционера и гражданина – это когда гражданин идет за помощью, а милиционер его «сдает». Будьте уверены, второй раз полицию гражданин уже не вызовет! Вы всюду говорите об открытости полиции, а весь отдел перегородили решетками! Посадили постового, сделали телефон доверия, общаетесь с людьми через дверь… Да, случались где-то нападения на отделы милиции, но отгородиться решетками – это не выход. Вы в первую очередь отгородились от населения!
Сергей Никитин:
- Да все можно решить, ведь многие вещи не требуют больших материальных затрат, просто надо нормально организовать службу. Разумно надо подходить к реформе. Что-то не идет - сядьте за стол с прокуратурой, еще с кем-то, и договоритесь, как сделать так, чтобы работать лучше. Давайте встречаться, будем рассматривать ваши предложения, и если будет понимание, думаю, могут и найтись деньги для финансирования каких-то программ. Грош цена будет всем реформам правоохранительных органов, если результатом становится падение их авторитета!
Отец Александр, священник Казанского собора:
- Кто-нибудь думал, что нравственность полицейского зависит и от общества в целом? Если ты уважительно отнесешься со своей стороны к сотруднику – разве он станет проявлять неуважение к тебе? Но если ты, открывая дверцу машины, сразу «совершаешь наезд» на того же гаишника: «Чё тебе надо?», не сомневайся, что такое же отношение сразу же возникло и к тебе. Мы забываем, что в первую очередь полицейский такой же человек, как и все мы, как бы его не тестировали и не гоняли по психологам. Наверное, нравственность – это проблема больше нашего общества, чем какого-то отдельного ведомства. И если мы говорим об этом, то давайте сначала начнем с себя...
Юрий Матвеев, юрист:
- Знаете, чего я не вижу? Четких задач реформы и ее целей. Повышать уровень борьбы с преступностью – да это же и есть постоянная работа любых правоохранительных органов, как бы они ни назывались. Повысили зарплату сотрудникам? Да это должно быть и без всякой реформы!
Я замечаю в последние годы – любой бытовой факт влечет реакцию на уровне изменения законодательства. В Москве сотрудник совершает ДТП, причем в нерабочее время; ну и пускай отвечает сам виновный – нет! Поголовно увольняют весь руководящий состав! А в чем они-то виноваты? А у нас так положено!
Ну, попали несколько сотрудников в ДТП, погибли, но при чем тут остальные? А у нас установка одна: запретить всем сотрудникам пользоваться личным транспортом. Почему? Ведь, в конце концов, закон-то этого не требует! У каждого из нас может произойти конфликт в семье, и что теперь - начальник должен круглые находиться дома у подчиненных? Пытаться разрешить семейные проблемы с помощью реформы в масштабе огромной страны – это абсурд!
P.S.
Наверное, известный юрист прав в том, что любая непрекращающаяся реформа приводит только к одному – непрекращающемуся бардаку. Дай-то бог, чтобы результатами «круглых столов» стали дела, а не разговоры, которые иногда тоже не прекращаются!
Александр БЕЛЫЙ