Топливный кризис или ценовой сговор?

04.05.2011   1 610 просмотров   1 комментарий
Топливный кризис или ценовой сговор? Мы, в общем-то, считали даже нормальным, когда в черте города самый популярный бензин с числом октана 92 стоил 21.50 руб, а за чертой – 22 рубля и выше. Бог с ним; нас, как горожан, это касалось… да почти никак не касалось.

Сейчас в той самой пресловутой черте (города) – полная несуразица. На одних заправках стоимость того же 92­ составляет те же 21.50 («Роснефть», к примеру), на других же 27­28­30 рублей! Соответственно, у одних заправок очереди, у других ­ пустота. Вакуум! И растерянные лица кассиров­операторов. И резкие, злые движения время от времени приезжающих хозяев частных АЗС, которым почему­то пришло в голову, что если они взвинтят цены (это на фоне «Роснефти»!), то все будет в порядке.

В ЧЕМ ЗДЕСЬ ДЕЛО?

Почему в Америке бензин вполне доступен для автовладельцев? И это при том, что свои скважины они консервируют, а нефть везут из Кувейта, Ирака, Саудовской Аравии... Почему в крупнейшей нефтяной державе, какой является Россия, бензин… может быть дефицитом? И наконец, почему повышение бензина всегда сказывается на повышении цен на продукты?
Вряд ли мы сможем ответить на первый вопрос. Дело ли тут в ведущей экономике Америки, или долларе, который «оккупировал» весь мир и является, так сказать, эталонной валютой. Несмотря даже на то, что Америка сама в долгах как в шелках, и даже нам должна около 150 миллиардов своих американских рублей. Может быть дело здесь, прямо скажем – в завоевательной политике США, проводящейся только в отношении нефтедобывающих стран со слабовооруженной, или вообще никакой армией? Может быть… да все может быть. Не провинциальному журналисту рассуждать тут о судьбах мира: когда такое начинается – это уже диагноз.
А вот на второй вопрос попытаемся ответить. Итак, почему бензин в последнее время стал дефицитом, что привело к резкому повышению его стоимости? А также ажиотажу, граничащему с банальной ненормальностью.

КАК ЭТО НАЧАЛОСЬ?

На прошлой неделе с дефицитом топлива столкнулись в Алтайском крае. По телевизору даже прозвучало, что ведущие нефтяные компании ограничили отпуск бензина на частные автозаправки, в связи с чем на них резко поднялась цена на бензин. Во вторник, 26 апреля, в конфликтную ситуацию вмешался премьер Путин. В среду ограничения на продажу были сняты, одновременно начались прокурорские проверки. Начало продаж сопровождалось ажиотажным спросом: на заправках выстроились огромные очереди, поскольку автомобилисты запасались топливом впрок.
А теперь главное ­ как это коснулось Ачинска?
Никак! Ачинский НПЗ не повышал отпускную цену на бензин! И не ограничивал отпуск ни на частные автозаправки, ни другим покупателям! По крайней мере заместитель Ачинского межрайонного прокурора Булатова Ольга Семеновна сообщила Ачинской газете о том, что таких сведений прокуратура не имеет. В первые же дни, когда Ачинская прокуратура стала заниматься этим вопросом, в антимонопольную службу Красноярска была отправлена телефонограмма о возможном ценовом сговоре предпринимателей – владельцев частных автозаправок. Работа по этому вопросу продолжается.

ВСЕГО 40 КОПЕЕК…

Депутат Государственной Думы от Красноярского края Валерий Зубов заявил, что сегодня ни в крае, ни в стране дефицита бензина нет! Проблема, как он сказал, связана исключительно с организационными недоработками… Хорошо сказано. Но ведь Ачинский НПЗ, как мы уже сказали, цены на бензин не повышал! Отчего же они взлетели? А ведь подорожание бензина неизбежно приводит к росту цен на продукты. Кстати, вот мы и подошли к третьему вопросу.
Как это бывает в Ачинске?
Все ачинские предприниматели говорят, что на сколько процентов дорожает бензин, на столько же процентов они повышают цены на продукты. Казалось бы – все правильно… Но!
Пусть дизельное топливо подорожало с 22 до 30 рублей. Таким образом, чтобы привезти из Новосибирска 10 тонн, к примеру, колбасы, по 200 рублей за килограмм, предприниматель Пупкин потратит на топливо около 15000 рублей (против 11000 раньше), то есть на 36% больше. И тогда, по гениальным расчетам Пупкина, цену на колбасу он поднимет тоже на 36%, что с привезенных 10 тонн составит ему прибыль… 2 миллиона 720 тысяч рублей (против 2 миллионов раньше). То есть, чтобы «ОПРАВДАТЬ БЕНЗИН», Пупкин завысит цену на колбасу, ни больше, ни меньше ­ на 72 рубля на каждый килограмм.
А теперь ВНИМАНИЕ: Чтобы действительно оправдать переплаченные им за топливо 4000 рублей, Пупкину достаточно было накинуть на эту колбасу всего… 40 копеек!!!
Итак, все очень просто. Повышение (которого, оказывается, и не было!) цен на бензин тяжело ударяет по нашему карману. Зато сказочно обогащает предпринимателей. Кто же откажется от таких прибылей? Тем более, имея такое шикарное «объяснение» для блеющего и мычащего потребителя, каким мы, собственно и являемся… Не надо иллюзий! Повышение цен на продукты – реальное будущее. Причем – самое ближайшее.

***
Итак, нефтяные компании цены не поднимали. Может, в росте цен виновато правительство, президент, партия власти? Да не смешите – никакое правительство, никакая партия власти не желают обнищания своего народа! Хотя бы из­за собственного престижа на мировой арене, хотя бы ради следующих выборов…
Так кто виноват в росте цен?

Александр БЕЛЫЙ, корреспондент «Ачинской газеты»
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.


Комментарии

Нравится 0   Не нравится 0
Андрей Думанский 18.05.2011, 12:53  

Несмотря на то, что началась она на две недели раньше, чем в прошлом году, и погода позволяет аграриям работать без простоев, хозяйственники предупреждают: вся техника может встать. В крае банально исчез из продажи 80-й бензин. Эта технология посева зерна в Красноярском крае одна из передовых. Если раньше поле надо было вспахать, проборонить, обработать и только потом сеять, сейчас весь процесс идет одновременно. И все равно комбайны работают круглосуточно. Пока погода стоит, нужно успеть только в Емельяновском районе засеять более 11 тысяч гектаров земли. Тем более что природа внесла свои коррективы - и посевная началась на две недели раньше привычного. ... При этом комбайны и тракторы - практически единственная техника, которая вышла в поля. Остальная просто стоит. Причина: исчез из продажи 80-й бензин, аккурат в разгар посевной. И если в Емельяновском хозяйстве часть техники успели перевести на газовое и дизельное топливо, то есть хозяйства, где почти вся механика зависит от бензина 80-й марки. А.Адашкин, генеральный директор ООО "Емельяновское": "Вся вспомогательная техника стоит. Проблема не только у нас, но и в других хозяйствах. Во время посевной это очень больно для сельского хозяйства".
В министерстве сельского хозяйства о проблемах селян знают. Правительство России запретило производство 80-го бензина и даже разработало целый план по переводу техники на газооборудование, но в один день переделать все невозможно. При этом чиновники уверяют: посевная пройдет в нормальном режиме. Буквально со дня на день в край должно прийти топливо из Перми. Недостающие три тысячи тонн. Э. Шрайнер, начальник отдела инженерно-технического обеспечения министерства сельского хозяйства края: "У нас сельском хозяйстве 3700 автомобилей, работающих на 80-м бензине. Еще пусковые двигатели. Это усложняет проблему. Заявились на Росрезерв 17 тысяч тонн. Надеемся, что Москва даст". А вот, что делать, если не распечатают Росрезерв, никто не говорит. Также чиновники надеются, что правительство отложит запрет на производство 80-го бензина хотя бы до 2014 года. Селяне же, в свою очередь, уповают только на погоду. В Емельяновском хозяйстве, если лето удастся, планируют собрать 25 тысяч тонн зерна. Из них половина - пшеницы. За один год Красноярск съедает 70 тысяч тонн муки. То есть это хозяйство готово накормить половину краевого центра.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Статьи