«Лира» и поклонники

09.05.2011   1 175 просмотров
«Лира» и поклонники «Поколение звезд. Молодые исполнители – регионам России», - проект под таким названием стал «гвоздем» «Айдашинской лиры-2011». Не путать с «Фабрикой звезд»: музыканты, выступавшие в Ачинске на фестивале камерной музыки, уже являются исполнителями высокого класса. Проект курирует министерство культуры России и Красноярского края. А «Лира», по единогласному мнению зрителя, год от года набирает обороты. И берет все более высокие ноты.

МИНИСТР, ДРУЗЬЯ И МУЗЫКА


Фестиваль со звучным названием, в котором объединены Айдашинская пещера как символ Ачинских земель, на которых и разворачиваются музыкальные события, и лира как символ вечного классического искусства, проходил в нашем городе два дня.
Идея проведения и возрождения фестиваля принадлежит нынешнему министру культуры РФ Геннадию Рукше. А в далеком 1986 году инициативу поддержали 3­й секретарь Горкома партии по идеологии Светлана Быкова, ныне народный герой объединенного Красноярского края, и зампредседателя исполкома ачинского горсовета депутатов трудящихся Михаил Чугунов, ныне почетный гражданин Ачинска. Гости, собравшиеся 26 апреля на открытие «Лиры» в горДК, тепло приветствовали ачинских «прародителей» и вдохновителей, которые присутствовали в зале.
В этом году на открытие фестиваля в Ачинск приехала первый заместитель министра Елена Паздникова.
­ В этом году в рамках «Айдашинской лиры» в Ачинске и в Назарово выступают известные музыканты, ­ сказала она. ­ Нынешний фестиваль не уступает предыдущим, в нем пересекается целый ряд интересных инициатив. Российская государственная концертная компания «Содружество» представляет на фестивале поколение молодых звезд. Впервые прозвучит музыка, созданная на нашей сибирской земле, написанная композиторами Красноярска и Хакасии.
Заместитель председателя ачинского горсовета депутатов Сергей Никитин, также присутствовавший на концерте, подчеркнул:
­ Сегодня настоящий праздник: мы имеем возможность наслаждаться истинным, классическим искусством, не так часто у нас в городе проходят подобные мероприятия. Уверен: после сегодняшнего концерта мы станем добрее, внимательнее и душевнее, потому что прикоснемся к прекрасному.
Напоследок Никитин пожелал всем слушателям «наслаждения».

ГЕРОИ «ЛИРИЧЕСКОГО» ВРЕМЕНИ


За два дня перед ачинскими зрителями выступило много одаренных исполнителей. Пианистка, лауреат всероссийских и международных конкурсов Елена Лось, несмотря на свой юный возраст – Елена студентка 3 курса консерватории в Казани ­ к своим 20­ти годам уже получила три(!) президентских гранта (в 2004, 2006­х годах от Путина, в 2009­м – от Медведева) и с успехом выступала в Германии, Венгрии, Италии. Скрипач Александр Тростянский (Москва) – заслуженный артист РФ, лауреат международных конкурсов, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского – блистал филигранной техникой. Ему есть чем гордиться: в репертуаре музыканта более 20 концертов для скрипки с оркестром, в том числе требующие виртуозного исполнения произведения С. Рахманинова, К. Сен­Санса и другие. Олеся Гордеева, солистка Красноярского театра оперы и балета, порадовала слушателей ариями и… своей красотой. А хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ» под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Константина Якобсона покорил публику своими действительно сильными голосами и артистизмом, не говоря уж о костюмах.

«ЗОЛОТАЯ» ВИОЛОНЧЕЛЬ РОССИИ


Алексей Жилин – виолончелист из Санкт­Петербурга – в свои 23 года также успел покорить музыкальный Олимп. Лауреат международных и всероссийских конкурсов, Алексей успешно гастролирует в России и за рубежом. Мы побеседовали с музыкантом.

- Алексей, я знаю, вы начали заниматься музыкой с четырех лет. Получается, что свой путь вы выбрали буквально с пеленок…
- Это вполне логично, так как у меня родители сами музыканты. А желание заниматься… (Смеется). Виолончель выбрал не я, а мой дальновидный педагог. Занимался я по классу рояля, а потом учителя сказали: «Пианистов и так очень много, виолончель более перспективная». Так с восьми лет я ею и занялся…
­- Вы со своей классической школой не ощущаете себя «белой вороной» в мире поп­культуры? Ведь сейчас царит эпоха гламура…

­- Дело в другом: трудно найти свое место в этом деле. Все, даже в высоком искусстве, упирается в деньги. Любой проект, в котором для роста профессионализма должен принимать участие музыкант, связан с довольно крупными суммами. Организовать выступление в рамках фестиваля очень накладно, а дохода как такового музыкант имеет ноль.
­- А еще и инструмент стоит не копейки…
­- Например, моя виолончель стоит 100 тысяч, плюс затраты на ее содержание…
­- Фигуристы признаются, что, катаясь не на своих коньках, не могут проявить себя на 100 процентов. А для музыканта имеет значение, «родной» или нет у него в руках инструмент?
­- Так получилось, что как раз в рамках «Лиры» я играю не на своем инструменте, поэтому отчасти чувствую себя некомфортно. И пусть у всех виолончелей одна конструкция, но нюансы – расстояние между нотами ­ разные. Лишний миллиметр от ставки до порожка (термины деталей инструмента. – Т.А.), разная длина струны – и все меняется кардинально.
­- Тем не менее играете безукоризненно. Алексей, вы ездите с концертами по всему миру. Честно: люди любят классику?
­- Ни я, ни мои коллеги ни разу в жизни не встречали людей, которые сходили бы на концерт классической музыки и сказали: «Не понравилось!». Как правило, все думают, что это очень скучно, хуже этого ничего не может быть, это никому не надо, их сюда силком затащили… Но стоит побывать на концерте, послушать – никто не уйдет разочарованным, с негативом.
­- Спасибо, Алексей, за беседу. Ждем вас в Ачинске еще!
­- С удовольствием приеду, приглашайте!

САМЫЕ ЛУЧШИЕ


Дать оценку фестивалю мы попросили его ведущую, которая приехала специально в Ачинск на «Лиру», доктора искусствоведения Людмилу Гаврилову.

­- Людмила, вы специалист в области искусства. Ваше мнение: публика насытилась массовой культурой, устала от нее? Может, нас, наконец, «потянет» на настоящее, духовное?..
­- Совершенно верно, есть такое понятие, как «усталость жанра». Пустота бессмысленных шлягеров утомляет человеческую натуру, тем более когда они везде и всюду. Все наполнено серым веществом, но не позитивного характера, а человеку свойственно наполняться «высоким», это заложено в нем изначально. Наступает душевный вакуум, потребность в содержании растет. То, что фестиваль камерной музыки проходит здесь, в провинции, очень важно: искусство идет в малые города, именно тут ­ истинная Россия. Наш сибирский слушатель очень чуткий, внимательный. Он самый лучший.
­- Вы не жалеете, что посвятили себя искусству, которое сейчас не приносит очень большого дохода?
­- Культура великая вещь: с одной стороны это работа. Но чем бы каждый из нас в этой сфере ни занимался, без творчества мы не можем. Это воспитывается с детства. Многие музыканты, которых вы видите сегодня, родились в «музыкальных» семьях. Это воспитание. Ты без этого не можешь дышать, это развивает чувства, это тренинг эмоций. На сегодняшний день именно такие люди в нашем обществе ­ элита. Постепенно должное отношение к ним начинает возрождаться. Это главное. Поэтому подобные фестивали так важны.

Таисия Аникина, корреспондент «Ачинской газеты»
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.


Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Статьи