100 лет нашему Ачминдору

23.05.2011   2 993 просмотра
100 лет нашему АчминдоруВ этом году в Красноярском крае будет торжественно отмечаться 120-летие Транссибирской железной дороги и 115-летие Красноярской железной дороги. Столицей этого праздника был избран Боготол, причем избран не случайно. Своим рождением город обязан Транссибирской железной дороге и был основан в 1893 году как железнодорожная станция с мастерскими. Потому свой день города Боготол отмечает в День железнодорожника.


Транссибирская магистраль очень многое дала для Сибири и для сибирских городов. Она привела к возникновению новых городов, и превратила уже существовавшие города в крупные и многочисленные населенные пункты. Современный облик запада Красноярского края в значительной степени сформирован железной дорогой.
Однако, празднуя юбилей Транссибирской железной дороги, не будем забывать и других хороших дат. В 2013 году исполняется 100-летие Ачинско-Минусинской железной дороги, которая прошла от Ачинска на юг до Абакана и далее до Минусинска. Она проходит через западные районы Красноярского края, соединяя Ачинск, Назарово, Ужур, дальше уходит в Хакасию, до Абакана, и далее до Минусинска.
Дорогу начали строить в последний предвоенный год перед Первой мировой войной по инициативе Веры Арсентьевны Баландиной (Емельяновой).
С ее именем связано немало новшеств в области развития экономики и образования в Приенисейской Сибири. В 1902 году она основала в селе Унюк одну из самых крупных в Сибири мельниц, завела опытные сад и поле для акклиматизации сортов растений. В 1907 году она организовала добычу угля в урочище Каратигей (ныне это Черногорск) и построила первую узкоколейную дорогу до пристани на Енисее. Работы с добычей угля привели ее к идее строительства ширококолейной ветки от Транссиба на юг.
В 1911 году она выступает с проектом строительства Ачинско-Минусинской железной дороги. В октябре 1912 года был утвержден устав акционерного общества "Ачминдор", а на следующий год начались работы. Однако, вскоре началась война, строительство стало вестись очень медленными темпами. Не хватало рельс, креплений, металла, поскольку во время войны большая часть металла шла на военные нужды. К 1916 году было построено всего лишь 50 верст дороги до станции Ададым, которая располагалась у села Назарово.
Сразу после завершения Гражданской войны, в 1922 году Сибревком принял решение о достройке Ачинско-Минусинской железной дороги, с выделением средств и материально-технического снабжения. Правда, выделенных средств было явно недостаточно, и дополнительное финансирование добывалось путем продажи специальных акций, выпущенных губисполкомом. В 1925 году Ачинско-Минусинская железная дорога была достроена.
Уже после войны, в конце 1950-х годов, в связи со строительством Ачинского глиноземного комбината, от станции Красная Сопка стали тянуть дополнительную ветку Красная Сопка - Базыр, к месторождениям нефелина. С 1974 года здесь же началось строительство крупных ГРЭС в рамках проекта КАТЭК, и Шарыпово превратился в важную станцию на этой ветке. В 1997 году началась электрификация дороги, и к 2000 году до станции Красная Сопка магистраль была электрифицирована.
Железная дорога многое дала для западных районов Красноярского края, и во многом благодаря ей Назарово, Ужур и Шарыпово превратились в крупные города с довольно развитой промышленностью. По существу, можно сказать, что если бы не Ачминдор, то ныне запад Красноярского края выглядел бы совершенно по-другому, и скорее всего, не имел бы такой степени развития, как теперь, и не имел бы перспектив. Достаточно посмотреть на окраинные районы Красноярского края, лежащие в стороне от железных дорог, чтобы наглядно себе представить запад Красноярского края без железной дороги.
Ачминдор — это наша дорога. Наша жизнь с ней связана самым неразрывным образом. 100 лет нашей дороге — это важное событие для всех городов, через которые она проходит.
Потому необходимо достойно отпраздновать вековой юбилей Ачинско-Минусинской железной дороги. Для этого нужно проделать большую работу, поскольку будет недостаточно просто устроить народные гуляния. Дело в том, что мы очень мало знаем об истории Ачинско-Минусинской железной дороги и людях, благодаря которым она появилась. В рамках 100-летия Ачминдора нужно обязательно провести исторические исследования и выпустить книгу об истории Ачинско-Минусинской железной дороги от момента зарождения до наших дней. Должны быть, наконец, изучены архивы, воссоздана история строительства и развития дороги, составлены биографии всех людей, благодаря которым железная дорога была построена и работает.
Также, к 2013 году было бы очень неплохо создать специальные выставки и экспозиции в музеях и выставочных залах, посвященные истории и настоящему дню "южного хода" (так в просторечии железнодорожники называют теперь Ачинско-Минусинско железную дорогу. Может быть у жителей городов найдутся какие-нибудь документы, вещи и реликвии, связанные с историей дороги. Не стоит также отставать от современности, и нужно к юбилею создать и открыть сайт, посвященный истории и современности нашей железной дороги. В нем можно объединить материалы всех исследований, всех выставок и экспозиций, собраний и коллекций. Было бы также хорошо снять документальный фильм о дороге и ее истории, для показа по краевым и местным телеканалам.
Наконец, 100-летний юбилей явно будет неполным без установки памятника Вере Арсентьевне Баландиной. Открытие этого памятника должно быть одним из основных мероприятий празднования векового юбилея железной дороги. Думается, что художники, скульпторы и архитекторы не останутся в стороне от создания этого памятника.
Скорее всего, план мероприятий, охватывающих сразу несколько городов и населенных пунктов, будет довольно большим. У нас есть время хорошо подготовиться, собрать предложения и выработать программу, провести все необходимые подготовительные работы. Также нужно пригласить к празднованию этого юбилея правительство Республики Хакасия, администрацию Абакана и Минусинска.
Одним словом, нужно не забывать хороших дат, и силами общественности начать подготовку к 100-летию Ачминдора, который всем нам дал столько хорошего. Не отпраздновать эту дату было бы черной неблагодарностью по отношению к тем, кто эту дорогу создал.
У нас есть возможность организовать большой, объединяющий сразу несколько городов и районов, праздник, который, безусловно, станет крупным событием в истории запада Красноярского края.

Дмитрий Верхотуров
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.


Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Статьи