Запад24

Прямота, доходчивость и консерватизм. Неправда вокруг Дмитрия Смирнова

22.10.2020   1 692 просмотра
Александр Чаусов о протоиерее Смирнове как последовательном и честном священнике

Прямота, доходчивость и консерватизм. Неправда вокруг Дмитрия Смирнова

На фото: протоиерей Дмитрий Смирнов (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

Сегодня ночью в возрасте 69 лет скончался протоиерей Димитрий Смирнов, почетный председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Фигурой он был резонансной, известной резкими, под час категорическими заявлениями, и потому сейчас, думается о нём выскажутся все, кому не лень. И наговорят, как всегда, того, что никак не вписывается в концепцию «мёртвые сраму не имут». Впрочем, особого «сраму» за Смирновым никогда и не наблюдалось: это всегда был максимально последовательный в своих воззрениях и честный с самим собой и аудиторией человек и священник.

Первое, что, конечно, напишут, да и уже пишут, так это «Смирнов умер от коронавируса, наличие которого отрицал». И это будет не то, чтобы правдой. Поскольку отец протоиерей переболел «ковидлой» еще по весне, а все это время, когда его уже сняли с настоятельства семи храмов в Москве, и из фактического, сделали Почетным председателем комиссии по вопросам семьи, проходил реабилитацию. И, судя по всему, проходил её как-то неудачно.

Неправдой будет и то, что отец Димитрий отрицал коронавирус. Он, как раз, его наличие признавал, и говорил о социальной и нравственной пользе пандемии, о том, что нынешняя болезнь «ужала» эгоизм, царящий в обществе, о развитии повсеместного волонтёрства и взаимной помощи.

Вообще же, в СМИ уже стали появляться посмертные подборки цитат отца Димитрия. И да, периодически он шокировал публику резкими оценками многих вещей, характерных для нашей страны. От семейного уклада, роли мужчины и женщины в современных российских семьях, до ядерного оружия.

И да, оценки эти далеко не всем нравились. Так, к примеру, он говорил о гражданском браке следующее: «неохота сказать „я бесплатная проститутка“, поэтому говорят: „у меня гражданский брак“. Здрасьте! Да нет, ты просто бесплатно оказываешь услуги — и все, а так тебя никто за жену не считает». Или, например, «когда мужчина покупает автомобиль, он почему-то его регистрирует. Ему даже дают два регистрационных номера — спереди и сзади. Когда получает квартиру, тоже быстро регистрирует. А брак считается чем-то третьестепенным». Эти высказывания очень многие интерпретировали, как откровенно шовинистские, а то и женоненавистнические. Но, право слово, пожалуй, здесь в провокационной форме звучит проповедь официального брака, обращенная и к мужчинам, и к женщинам.

Одно из последних его публичных высказываний об образовании вообще вынужден был пояснять глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Смирнов тогда, заявил по поводу образования для девочек и женщин следующее: «Чего [девочкам] там в этой школе делать? Учиться зависти, обзыванию, скверным словам, хамству учителям? А так она будет уже готовая мама. Все будет уметь». Понятно, в каком ключе эти слова были восприняты «прогрессивной общественностью». Но, по словам того же Легойды речь шла не о том, чтобы запретить женскому полу образование, а о пользе образования дистанционного, про успехи в системе домашнего обучения дочерей одной из своих прихожанок.

Впрочем, со словами отца Дмитрия в последние годы такие истории происходили довольно часто. Их интерпретировали слишком грубо и максимально негативно. Но, кажется, на это он и рассчитывал. Просто, чтобы из тех, кто сначала возмутился, выделились те, кто начал бы развираться в этих высказываниях, и докапываться до настоящей их сути.

В свое время несколько простых фраз о том, нужно ли представителям Церкви освящать ядерное оружие в России и возмущение огромного количества «просвещенных пацифистов» этими словами, а было там что-то вроде: «замечательное оружие», «непременно нужно освящать», делать целые любительские исследования на тему истории взаимоотношения оружия и Церкви, и Церкви и войны, как таковой.

Но при всём при этом, при «замечательном отношении» к тому, чтобы священники молились над ядерным оружием (а это действительно парадоксальная история как освящать то, что не хочешь, чтобы когда-нибудь было использовано), отца Димитрия можно назвать проповедником жизни. Через многие годы его служения проходит проповедь резкого, категорического неприятия абортов в любой форме и практически по любым основаниям. Он многократно и прямо называл аборт — убийством. И не просто называл, а призывал к общественной и государственной активности по поводу этой российской проблемы: «У нашего народа абортированное сознание. Это народ-убийца». Но за этими резкими словами стояла проповедь ценности любой жизни, а особенно жизни детей, рожденных и нерожденных, которые сами не могут выбирать: жить им или умереть. И отец Димитрий всеми своими силами настаивал: жить и только жить. Детей, даже нерожденных нельзя лишать права на жизнь, нельзя убивать. И, судя по всему, за этого его не любили больше всего.

Но и этот проповедник жизни скончался. Потому, что все мы смертны. Впрочем, для любого нормального православного, будь он либералом, или как Смирнов — консерватором, нынешняя, «земная» смерть — это временное, хоть и неприятное явление. А потому, думается, что и отец Димитрий отошел ко Господу вполне мирно. Как минимум, Бог дал ему несколько месяцев на то, чтобы «подготовиться».

Для огромного количества людей смерть отца Димитрия Смирнова стала трагедией. Он действительно был не просто популярен, но горячо любим в российских консервативных кругах. За прямоту, доходящую до провокационности, за хлесткие и под час, ехидные и для многих болезненные слова. Но и за абсолютную честность и последовательность, которые он демонстрировал многие годы своего служения. Так что, помяни, Господи, во Царствии Твоём, отца протоиерея Димитрия. Он это, право же слово, заслужил.

Источник: svpressa.ru
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.


Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Статьи