Кудрин намекнул, что денег не будет

Увы, но содержание выступления министра финансов не оставляет места для надежд и оптимизма. Кудрин по сути дела сказал, что все прежние методы развития и модернизации практически исчерпаны.
Резко сократились иностранные инвестиции. Если в хорошие годы, как говорил Кудрин в Россию поступало 27 млрд. долларов, то в 2010 году пришло всего 13-14 млрд. долларов. Сокращение в полтора раза. Причем меньше всего пошло инвестиций в перерабатывающую промышленность, настолько, что министр финансов признал: "Но пока перерабатывающие отрасли получают существенно меньше того, чтобы говорить о том, что мы проходим модернизацию". Меньше инвестировали и крупные российские компании, которые во время кризиса активно выводили средства за рубеж, создавая и развивая там свои филиалы и отделения. Это показывает, что рассчитывать на иностранные инвестиции нельзя, тем более, что западные города Красноярского края вовсе не относятся к тем местам, куда стремятся иностранные инвесторы.
Не будет кредитов, поскольку инфляция не позволяет банкам держать относительно низкий процент. В 2010 году инфляция составляла 8,8%, и в таких условиях ставка по кредиту будет выше 10%, а в коммерческих банках второго уровня, где обычно и кредитуются предприниматели, все 20-25%. "По кредитам на три года под такие ставки вряд ли возможно проводить модернизацию", - признал Алексей Кудрин. Мелкий и средний региональный бизнес просто не в состоянии брать кредиты под такие проценты, и, следовательно, лишен доступа к финансовым ресурсам.
Наконец, не будет и крупных государственных затрат, поскольку государственный бюджет сводится с дефицитом. По словам Кудрина, в 2009 году дефицит был 5,9% ВВП, а в 2010 году - 3,7% ВВП. Если пойти по тому пути, как предлагает Министерство экономического развития и торговли РФ, и жить при дефиците бюджета в 2-3% ВВП, то это кончится тем, что государство будет постоянно брать в долг и он к 2025 году составит 30% от ВВП. Это огромные суммы в триллионы рублей. Из этого рассказа министра финансов следует, что государство просто не в состоянии тратить средства на программы развития. Они и так тратятся, например на Олимпиаду в Сочи или на подготовку саммита АТЭС-2012 года во Владивостоке, только эти проекты были начаты еще в "лучшие годы", когда казалось, что большие нефтяные доходы будут всегда. Теперь государство волочит бремя этих расходов.
Вся предыдущая модернизация строилась именно на этих трех китах: иностранные инвестиции, щедрые кредиты и государственные расходы. Если посмотреть крупные инвестиционные проекты, анонсированные в 2006-2008 годах, то мы увидим минимум две составляющие. Теперь эти проекты неотвратимо ложатся «на бок», поскольку ни банки, ни государство уже не могут их финансировать. Громкая стройка в Забайкальском крае железной дороги Нарын — Лугокан к крупным месторождениям, уже сокращена и идут разговоры о том, получится ли ввести в постоянную эксплуатацию уже построенный участок дороги. Так что, в широком контексте практики инвестиционных проектов, заявления Кудрина равноценны прямому заявлению, что модернизация невозможна.
Итак, какие выводы могут сделать руководители городов, предприниматели, да и вообще жители запада Красноярского края из этого выступления министра финансов России? Пожалуй, самый главный - притока денег извне не будет. Никто денег не даст: ни инвесторы, ни кредиторы, ни государство.
Тем не менее, привычные упования на государства пока что по-прежнему владеют умами руководителей различных уровней. Вот, могут привести в пример программу помощи моногородам. Но рассчитывать на программу помощи моногородам нельзя. Хотя бы потому, что города запада края в нее не попадают. Как заявила руководитель Рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Ирина Макиева на форуме "Модернизация и инновационное развитие малых городов - путь в будущее" в Торгово-Промышленной палате России 2 февраля 2011 года, помощь будет оказана всего 30 моногородам из 335 учтенных рабочей группой (по данным Союза малых городов России, моногородов в России более 700). Это будут Пикалево, Байкальск, Тольятти - то есть те города, в которых социально-экономические проблемы назрели, перезрели и даже выплеснулись на улицы митингами и протестами. В Пикалево, например, жители перекрыли трассу и требовали к себе немеделенно Владимира Путина. Именно потому им и помогают, чтобы не допустить лавинообразного распространения стихийного протеста. Все остальные, в том числе Ачинск, Боготол, Назарово, Шарыпово, Ужур, по мнению Рабочей группы потерпят до лучших времен. Не бунтуют — и ладно.
Так что выступление министра финансов России на VIII Красноярском экономическом форуме вполне ясно говорит, что городам и районам нужно рассчитывать в первую очередь на свои силы, на свои доходы, и учиться эффективно использовать собственные ресурсы для решения своих проблем.
В таких условиях выдвижение проектов, вроде программы развития Ачинска до 2017 года, в которой заложены расходы 32,9 млрд. рублей (9,4 млрд. - федеральный и региональный бюджет, 3 млрд. - местный бюджет, 20,5 млрд. - внебюджетные источники) - это гораздо хуже, чем бесплодные мечты. Показать, что это именно бесплодные мечтания не так трудно. Вся программа помощи моногородам - 27 млрд. рублей, при этом в нем средства федерального бюджета и средства Внешэкономбанка. Но такие программы скорее всего приведут к малоэффективной растрате скудных ресурсов, и город вполне может остаться один на один с нерешенными проблемами и пустыми карманами, и хорошо, если не с огромными долгами.
Потому, думается, сейчас нужно думать не о том, какие дороги построить, как украсить город или построить что-нибудь вроде Ледового дворца спорта, а о том, как на имеющиеся средства быстро и эффективно решить важнейшие социально-экономические проблемы. Сделать это можно, нужно только очень хорошо подумать и привлечь экспертов.
Дмитрий Верхотуров
Комментарии