Всё начинается с дорог. Как красноярская компания выкачала больше 700 миллионов из городского бюджета

03.02.2022   1 727 просмотров

Городская дорожная сеть растёт и развивается. За этим стоит подготовка к конкурсам, заявки, лоты и заключение контрактов с администрацией. Группа компаний "Бриз" выигрывала тендеры один за одним. Неужели они чудесным образом подходили под все условия? Или просто подбивали документы заранее?

Раскрываем "чёрные схемы": секреты обхода конкурентов, тайны семейного бизнеса и заговор с властями.

Вне конкурса

Егор Фролов координирует Федерацию автовладельцев России в Красноярском крае. Но умеет в интернет-расследования: он рассекретил махинации, которые чиновники и бизнесмены проворачивали годами.

Всё начинается с дорог. Как красноярская компания выкачала больше 700 миллионов из городского бюджета

Карта распространения группы компаний "Бриз" по стране


Всё ради бюджетных денег, которые очень приглянулись группе компаний "Бриз". Головной офис у них в столице, а дочерние раскиданы по всей стране.



Все "дочки" неразрывно связаны с Андреем Кукарцевым — учредителем "Бриз-Центра", "МСУ", "Формулы-К" и просто интересным человеком. По карьерной лестнице он пошёл не самым простым путём: применил, как говорится, все лайфхаки, чтобы выиграть множество конкурсов и заключить муниципальные контракты. Как же у него вышло обойти конкурентов?

Свои люди — сочтёмся

Для хитрых, а главное, прибыльных схем нужны "свои" люди в администрации. На счастье, они там были и всячески помогали. Например, Евгений Жвакин в ноябре 2017-го руководил УДИБ (управлением дорог, инфраструктуры и благоустройства), а в 2019 году перешёл в департамент городского хозяйства. До этого он целых 11 лет был директором "Красдорзнака".

Евгений Петрюк — в прошлом глава УДИБ — стал правой рукой Андрея Кукарцева и руководил фирмой "Бриз-Центр". Компания занимается содержанием дорог по всему краю. Такой дружной командой они и прорывались в тендерах. Конечно, нечестными способами.

Чтобы точно выиграть муниципальный контракт, надо подбить его под победителя с самого начала — так другие участники пролетают без шансов.

Первый контракт, который мы рассмотрим, – "Содержание дорожно-знаковой информации" в 2020–2021 годах. Выполнение работ оценили в 63 000 000 рублей. "Красдорзнак" без проблем забрал лот и это все заверили официально.


Лот на выполнение работ по содержанию дорожной сети


А вот что написано в описании объекта закупки в техническом задании:


Техническое задание для дорожных знаков


Появляются подозрения, что заказчик МКУ Красноярска УДИБ Евгений Жвакин заранее побеспокоился и внёс это условие. Ведь технология двойной отбортовки запатентована "Красдознаком". Чем они и хвастаются на своём сайте.


Информация о двойной отбортовке, запатентованной "Красдорзнаком"


Помимо этого, оказывается, соавтором этой разработки, которая стала ключом к победе в конкурсе, является сам Жвакин — заказчик. На сайте администрации об этом написано с гордостью.



Дальше — больше. В документах есть интересный пункт о том, что знаки придётся менять каждый год, независимо от износа и прочего. А значит, подрядчик обязан менять почти 50 000 знаков ежегодно. И делать фотоотчёт.



Фишка в том, что исполнитель может заменять дорожные знаки как и когда захочет: причём не важно, пришли дорожные знаки в негодность или нет. Это никто не проверяет. Деньги на ремонт выделяются из городского бюджета. А вот по гарантии замена идёт за счёт подрядчика. По мановению волшебной палочки (а в нашем случае волшебной папочки) 63 миллиона превращаются в 126. Ведь деньги на перемены нужны большие.



"Интеллектуальная транспортная система" или полный АбСУрДД

Под заумным термином скрывается система управления машинами в городе. Она работает вовсю: включает-отключает светофоры, следит за погодой, регулирует перевозку грузов, даже сообщает водителям и пассажирам о пробках. Аварий меньше, уровень безопасности выше.

В 2018 году в Красноярске внедрили систему под названием "АСУДД-24", и год от года к ней подключали всё больше улиц и светофоров.

Следующий лот — содержание этой системы. Стоимость контракта более 100 миллионов рублей.


Лот на выполнение работ по содержанию светофоров и АСУДД


Заказчик — УДИБ (где директором был Евгений Петрюк), а победитель торгов — "Айтейхникс". Та самая компания, что принадлежит брату Андрея Кукарцева.

Как же им это удалось? Ответ в названии закупки. Дело в том, что система АСУДД принадлежит единственному собственнику компании МСУ (Модульные системы управления), учредитель которой… та-дам, Андрей Кукарцев, снова здравствуйте.

Тут даже заморачиваться не пришлось, 103 ляма в копилочку. Конкуренты кусают локти, махинации обрастают новыми людьми, связанными одной целью.

В начале 2020 года ещё тогда действующий начальник УДИБ Петрюк отчитался, что умная система — так-то эффективная. Заторы в час-пик стали меньше, несмотря на постоянный прирост машин в городе.

В феврале прошлого года он попал под уголовное преследование. Евгения Петрюка обвинили в халатности и гибели людей от укусов собак. Тогда за него публично вступался глава города, мол, Женя хорошо работает, отстаньте от него.



Нажми на кнопку - получишь миллионы


Лот на развитие автоматизированной системы


Следующий лот разыграли с тем же заказчиком, а победила компания "МСУ". И выиграла второй раз подряд: сначала контракт принёс им 113 миллионов, потом — 135,7. Техническое задание для компании было предельно простым — она сама требуемые кнопки и разрабатывала.


Техническое задание к тендеру внедрения системы ""АСУДД-24"


При этом призёр — единственный участник торгов, который не скинул ни рубля со стартовой цены. Благодаря муниципальным контрактам компания "МСУ" нарастила прибыль в 38 раз — с 2,9 до 112 миллионов рублей в год.

Помимо прочего, было ещё пять похожих контрактов. Всего на сумму больше 700 млн рублей. И это только с 2018 года с УДИБ. Если просмотреть все выигранные аукционы администрации Красноярска за всё время существования "Бриза", то сумма перевалит за 2 (!) миллиарда. А ведь "Бриз" работает не только в Красноярске, а по всему краю. Значит, и объёмы "освоенных" денег в разы больше.

А ларчик просто открывался

Суммы контрактов "Бриз" с администрацией Красноярска за все время


Как Андрею Кукарцеву удаётся прокручивать схемы с городскими контрактами и рассаживать своих людей на директорские кресла? Влиятельность и деньги? Или, может быть, помогает глава города? Ответ в документе от 2013 года. Тогда Сергей Ерёмин (нынешний мэр Красноярска) был министром транспорта.


Состав общественного совета при министерстве транспорта края от 2013 года


В совет входили общественники, которые контролировали работу министерства, давали советы главе и общались с прессой. Все участники авантюр были знакомы и до махинаций с контрактами. Состав утверждало правительство края. Тогда же туда входил и наш бизнесмен, а вместе с ним Евгений Жвакин, а сейчас — Егор Кукарцев. Кроме того, отец Андрея был лично знаком с Ерёминым.


Схема взаимосвязей руководителей компаний


Так каждый из членов семьи Кукарцевых сидел на кресле директора в своей компании. Андрей же занимался несколькими организациями. Продуманный план или удача — что бы это ни было, оно связано с содержанием дорожных сетей в Красноярске.



Когда вскрылся один из многочисленных обманов в торгах, прокуратура выписала мэру представление о недопустимости нарушения антикоррупционного законодательства.


Представление прокуратуры мэру Красноярска


Руководителям фирм, которые победили в тендерах, также пришли официальные бумажки. Сейчас в деле разбирается УФАС — отслеживает законность схем управления дорогами, инфраструктуры и благоустройства. Прокурорская проверка продолжается.

Источник: telegra.ph
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.


Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Статьи