Олег Дерипаска вырывается на два корпуса вперёд

22.04.2022   1 886 просмотров   2 комментария

Фото: Алексей Дружинин/РИА «Новости»

В Красноярске прошли общественные слушания по модернизации Красноярского алюминиевого завода. Проект стартует в следующем году. На предприятии снесут половину корпусов, выработавших свой ресурс. Оно перейдёт на более чистые технологии производства. Учитывая тот факт, что завод является одним из основных источников промышленных выбросов в городе, это станет настоящей экологической революцией для Красноярска. Однако наиболее радикально настроенные экологи по-прежнему уверены, что всё это полумеры, а металлургического гиганта в черте города вообще не должно быть.

Родимые пятна индустриализации

По данным краевого ГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды», в 2020 году в Красноярске уровень загрязнения атмосферы характеризовался как высокий, а в 2021 году как очень высокий. Основные вредные вещества, которые отравляют жизнь горожан, это формальдегид, бенз(а)пирен, гидрохлорид, диоксид и оксид азота. Первая тройка источников выбросов – это алюминиевый завод, три ТЭЦ и многочисленный автотранспорт, а также ряд крупных предприятий вроде цементного завода и устаревший жилфонд с печным отоплением.

Красноярск – исторически индустриальный город. По факту в советское время весь его правый берег представлял собой одну большую промзону. Там располагались металлургические, химические, машиностроительные и фармацевтические предприятия, большинство из которых закрылось в пореформенный период. Однако их успешно «заместил» в десятки раз увеличившийся автопарк и не поддающееся подсчёту количество малых предприятий вроде шиномонтажек или мини-заводов по производству асфальта.

Олег Дерипаска вырывается на два корпуса вперёд

Красноярск. 25 декабря 1970 года. Вид на Красноярский алюминиевый завод имени В. И. Ленина в Советском районе города.
Фото: Юрий Бармин/ТАСС

Красноярский алюминиевый завод был запущен в 1964 году. Изначально эта промплощадка находилась на удалении от города, однако со временем Красноярск разросся, в том числе за счёт притока кадров на предприятие, в результате чего появился посёлок Индустриальный. Ближе к заводу был построен микрорайон Зелёная Роща, вокруг которого позднее образовался Советский район.

Для местных жителей завод является одновременно и благом, и проклятием. По последним данным, на КрАЗе работало около пяти тысяч человек – и это не считая многочисленные сервисные службы, выведенные за штат. Завод – один из крупнейших в городе работодателей с высокой зарплатой и один из самых заметных производителей алюминия в мире. В год он выдаёт свыше 1 млн тонн, что является третью всего производимого в России «крылатого металла». Однако имеется и другая сторона медали – выбросы. Заводской шлейф виден даже из космоса. Ситуацию немного выравнивает то, что КрАЗ построен с учётом розы ветров, в связи с чем выбросы в основном сносит в противоположную от города сторону, хотя и там тоже живут люди. Тем не менее Красноярску всё равно остаётся предостаточно.

Анод аноду рознь

Основную опасность при производстве алюминия представляют выбросы фторидов и бенз(а)пирена. Последние несколько лет алюминиевое предприятие осуществляло переход на более чистую технологию под названием «Экологический Содерберг», что дало ощутимый эффект. За 16 лет суммарные выбросы завода снизились на 38 процентов, фтористых соединений – более чем на 75 процентов. Теперь предстоит следующий этап – переход на обожжённые аноды, для чего потребуется серьёзная перестройка всего предприятия.

15 апреля в Красноярске прошли общественные слушания по проекту. «Русал» обещает большие перемены.

На КрАЗе снесут 11 из 25 действующих сейчас корпусов. Вместо них построят всего два, но они полностью заменят снесённые мощности за счёт современных электролизеров РА-550, работающих на обожжённых анодах.

«Это наша собственная разработка. Электролиз переведут на энергосберегающую и более экологически совершенную технологию. В результате будут значительно снижены выбросы наиболее опасных веществ. Так, бенз(а)пирен в новых корпусах будет сведён к нулю, фториды снизятся на две трети, а на освободившихся землях будет устроен парк», – рассказал на слушаниях заместитель директора по модернизации алюминиевых заводов ООО «ОК Русал Промтехразвитие» Андрей Завадяк.


Стоимость работ оценивается в 115 млрд рублей, и это сумма только по Красноярску. В ближайшие годы аналогичная модернизация запланирована на предприятиях «Русала» в Иркутске, Братске и Новокузнецке. Весь процесс займёт около десяти лет. Производить обожжённые аноды будут в Иркутской области, где построена новая фабрика при Тайшетском алюминиевом заводе, запущенном в конце 2021 года, а также на уже имеющемся производстве в Хакасии.

«Это редкий пример реконструкции производства, обеспечивающей настоящий эффект “декаплинга” – серьёзного сокращения экологического следа», - Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию компании «Русал».


«По регламенту согласования таких проектов, “Русалу” нужно пройти государственную экологическую экспертизу и главную государственную экспертизу. Этот путь они планируют преодолеть до конца года и уже в следующем году приступить к реконструкции», – уточняет председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Павел Гудовский.


Шаг вперёд, два назад?

Критики проекта недовольны тем, что КрАЗ не сократит при этом фактические объёмы производства, а они значительно превышают проектные, из-за чего правительство края каждый год продляет для завода режим временно согласованных выбросов. Это легитимизирует превышение предприятием допустимой концентрации вредных веществ.

Другой важный момент – инертные аноды, являющиеся самой совершенной на настоящий момент технологией, о переходе на которую «Русал» начал говорить ещё десять лет назад. Такие электролизеры вообще не дают вредных выбросов, а вырабатывают чистый кислород, поэтому многим непонятно, почему теперь акцент сместился на обожжённые аноды. Источники «Октагон.Сибирь» на предприятии говорят, что научный отдел «Русского алюминия» поспешил с обещаниями, так как эту разработку всё ещё не могут довести до ума. Опытное производство на заводе есть, но оно выдаёт алюминий нетоварной чистоты. Решить эту проблему инженеры пока не могут – как, впрочем, и во всём остальном мире. Наконец, многих интересует вопрос о том, что если «Русал» может найти такие суммы на модернизацию, то почему бы тогда не использовать эти деньги на перенос завода? Как его ни улучшай, он всё равно останется крупным и опасным промышленным предприятием.

«Алюминиевый завод в черте миллионного города с производительностью миллион тонн продукции в год – это близкое к критическому воздействие на здоровье жителей. То, что КрАЗ не может работать по законодательно установленным нормативам, является непреложным фактом», - Александр Колотов, эколог, член общественного совета при Федеральном агентстве водных ресурсов.


"Продление режима временно согласованных выбросов каждый год – лучшее тому подтверждение. Закрытие завода позволит направить энергию Красноярской ГЭС на нужды города. Многомиллиардная газификация не потребуется, потребление угля ТЭЦ уменьшится, частный сектор можно будет массово перевести на электрокотлы", – заявил «Октагон.Сибирь» эколог, член общественного совета при Федеральном агентстве водных ресурсов Александр Колотов.


Источник: krsn.octagon.media
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.


Комментарии

Нравится 1   Не нравится 7
Пипец 23.04.2022, 09:42  

Какие два корпуса вперёд, он уже давно глубоко в ОПЕ Мишки - желтушника. Собственники завода сменились, у него уже нет контрольного пакета. Всё просрал, что отобрал у Советского народа и лично у Анатолия Петровича.
Нравится 39   Не нравится 0
Распутин 23.04.2022, 19:58  

Можно найти в ИноСМИ. В Баден-Вюртемберге, в городе Илм работает единственный в ФРГ алюминиевый завод. Мощность не большая. Но одно примечательно - нулевые выбросы вредных веществ в атмосферу. Да, электричества больше уходит на производство одной тонны алюминия примерно на 20%. Зато экология в городе на высшем уровне. Примечательно рядом курортная зона - Боденское озеро, самое глубокое озеро в Европе.
Почему бы Русалу не испольтовать технологии, которые применяются на этом заводе. Правда эти технологии запатентованы. Ну можно оплачивать ...

Добавление комментария

    • 1f6001f6031f6041f6011f6061f6051f9231f602
      1f6421f6431f6091f60a1f6071f9701f60d1f929
      1f6181f617263a1f61a1f6191f9721f60b1f61b
      1f61c1f92a1f61d1f9111f9171f92d1f92b1f914
      1f9101f9281f6101f6111f6361f60f1f6121f644
      1f62c1f9251f60c1f6141f62a1f9241f6341f637
      1f9121f9151f9221f92e1f9271f9751f9761f974
      1f6351f92f1f9201f9731f9781f60e1f9131f9d0
      1f6151f61f1f64126391f62e1f62f1f6321f633
      1f97a1f6271f6281f6301f6251f6221f62d1f631
      1f6161f6231f61e1f6131f6291f62b1f9711f624
      1f6211f6201f92c1f6081f47f1f9211f47d1f916

Статьи