Придуманный «Норникелем» проект «народный капитализм» не нашел поддержки у финансистов

Компания "Норникель" приступила к реализации программы «народного капитализма» в Красноярском крае. Еще в 2022 году ее гендиректор Владимир Потанин, в апреле нынешнего года побывавший в Норильске лично, громко заявлял о необходимости восстановления социальной и исторической справедливости в отношении работников предприятия, которые являлись его акционерами, но смогли в полной мере реализовать свои права.
Тогда из его заявлений следовало, что сотрудники «Норникеля», которые проработали более года, смогут получить акции предприятия, правда, в цифровой форме.
Предложение олигарха выглядело революционно. Если в 90-х годах акции скупали у работников, то тут вдруг Владимир Потанин предлагают наоборот, раздать им. Конечная цель якобы сделать так, чтобы доля сотрудников компании в акционерном пакете выросла на 15% (сейчас она составляет 10%).
Однако несмотря на все разговоры о выгоде, не только 72-тысячный коллектив Норникеля, но и финансовые специалисты не понимают до конца идею миллиардера.
Стартовая "упаковка" выглядела ярко и притягательно, как и любая рекламная продукция, которая направлена на продвижение идеи. В этой же чувствовался непривычный для нынешнего российского дух социализма. Сам Владимир Потанин вдруг заговорил о восстановлении справедливости и возвращении работников «Норникеля» к процессу управления компанией, как это было прежде.
"Когда «Норильский никель» был приватизирован [в 1994 году], то порядка 25% акций принадлежали работникам. Но, к сожалению, работники не смогли в полной мере воспользоваться преимуществами такого рода вложений, многие продали эти акции. Мне хотелось бы восстановить эту историческую справедливость и привести к тому, чтобы 25% акций "Норникеля" опять вернулись к людям, в том числе к работникам", - объявлял сам Владимир Потанин осенью прошлого года.
Однако красивая обертка не предполагала аттракциона щедрости и никакие акции Владимир Потанин раздавать не собирался. Работники компании, как выясняется, получат лишь их цифровые суррогаты в виде токенов. В зависимости от стажа работы, это будет от 2 до 10 токенов. Если приравнять их к стоимости акций, это будет примерно от 30 до 150 тысяч рублей.
Только в отличие от бумажных акций, которые дают право управлять компанией, голосовать, совершать с ними финансовые сделки, получать с акций дивиденды, цифровые никаких таких прав не предполагают. Их владельцы не смогут их обналичить, не говоря уже об управлении компанией. На первом этапе собственник Норникеля сможет предложит владельцам токенов лишь страничку личного кабинета, где будет указано число токенов и не более того.
"Проблемы с восприятием [ЦФА] у населения, конечно же, будут. Доверие ко всем активам, и в том числе к цифровым активам, у инвесторов и у населения подорвано. Поэтому как раз повышение уровня грамотности будет очень сильно влиять на выбор инструмента – но уж никак не на мотивацию сотрудников в "Норильском никеле"", - считает аналитик, частный инвестор Владимир Литвинов.
Стоит также отметить еще одну важную деталь и, скорее всего, не случайно появившуюся в этой программе «народного капитализма». Обязательным условием получения токенов является перевод зарплатных счетов в Росбанк, который тоже принадлежит Владимиру Потанину. И таким образом, его банк получит новых, причем стабильных клиентов, укрепит ликвидность, а люди, которые уже на первых порах принесут олигарху дивиденды, получат надежду, что через год токены, как обещано, можно будет продавать – на специальной электронной площадке, которая также контролируется Потаниным.
На самом деле никто, конечно, не думает, что работники Норникеля за этот год не будут попусту терять время, а получат знания, станут опытными специалистами и начнут разбираться в токенах и финансовых операциях на электронных площадках. Скорее всего, все это выльется в очередную «скупку ваучеров», которые сегодня на этапе рекламы «народного капитализма» кажутся господину Потанину несправедливостью, только в цифровом формате.
Специалисты уверены, что любая новая идея прежде всего должна заслужить доверие финансистов. Это люди-прагматики, консервативные априори и не склонные к импульсивным шагам. А на данный момент инвестирование в цифровые финансовые рынки – вещь в принципе рискованная. Они пока недостаточно развиты, крайне не стабильны и уязвимы, поскольку зависимы от настроения законодателей, которые в любой момент могут внести очередную корректировку.
"Мы пока сдержанно оцениваем предложения [Потанина], так как подход новый и пока не выглядит, что это будет что-то прорывное. Да, это добавит какую-то мотивацию для сотрудников, но это все, скорее всего, будет в достаточно ограниченных объемах", – считает руководитель аналитического департамента "БКС Мир инвестиций" Кирилл Чуйко.
Вот так скептически сегодня настроены даже специалисты. И переломить этот изначальный скепсис можно только одним способом: политикой максимальной открытости. Но, судя по крайне скромному старту проекта, в планы Владимира Потанина и не входит широкая популяризация новой программы. Для него это корпоративная игрушка, которая принесет ему дополнительные дивиденды.
Ранее было объявлено, что на токены будут ежегодно начисляться дивиденды – такие же, как и на обычные акции. Вот только предсказать размер этих дивидендов не сможет ни один финансовый стратег.
Больше того, Владимир Потанин еще прошлым летом предрекал, что по итогам 2023 года акционерам не стоит ждать дивидендов в том объеме, к которому инвесторы привыкли. А уж когда свои дивиденды получат «цифровые акционеры», предугадать вообще сложно.
Отметим, у проекта «народного капитализма» есть как минимум один стопроцентный бенефициар – сам Владимир Потанин. Сейчас он контролирует 37% акций "Норильского никеля". В предложенную им схему с токенами и входят другие структуры самого олигарха: «Росбанк», ООО "Цифровые активы", платформа "Атомайз". Предполагается, что доля физлиц-акционеров ГМК за время действия программы вырастет на 15%. А через пять лет, вероятнее всего, случится обратный выкуп этой доли – и несложно догадаться, у кого в итоге будет контрольный пакет акций компании, стабильно работающий банк, попавший в санкционный список, но с десятками тысяч новый клиентов.