Палеонтолог Александр Аверьянов: «Прошлое – это ключ к будущему»

- А что вы делаете?
Мы перебираем концентрат, который добыли на карьере.
- Что значит концентрат?
Когда мы находим в карьере слой породы, в котором есть полезные для нас ископаемые, мы его снимаем и промываем. Мелкие частицы меньше 0,5 мм отсеиваются. Потом промываем еще раз вручную и пересеиваем. Все, что размером от 0,5 до 2 мм отправляем в лабораторию, частицы больше 2 мм уже сами перебираем. В этом году мы отправили на анализ 800 кг мелкой фракции. А всей породы промыли 5 тонн.
- Ого! и что удалось найти в результате?
В результате разбора этого концентрата находятся тысячи и десятки тысяч чешуек рыб, после рыб самые массовые находки – остатки черепах и других рептилий, есть частицы крокодилов, динозавров, в частности стегозавра, который уже описан и находится в шарыповском музее. Реже встречаются остатки ящериц, самых древних в истории земли. А также млекопитающих, они интересуют нас больше всего. В этом году мы нашли где-то 20 их остатков. Это много, учитывая, что юрские млекопитающие больше нигде неизвестны в России. Да и за границей месторождения можно пересчитать по пальцам – в Португалии, Великобритании и Северной Америке. Я говорю про представителей именно среднеюрского периода, то есть этим костям примерно 160 миллионов лет. Этот период интересен тем, что именно тогда начинается эволюция всего органического мира, облик земли начинает меняться в сторону современности.
- Так вот с чем связан интерес к территории Березовского карьера… Ведь это уже третья международная экспедиция сюда!?
Удивительна сохранность млекопитающих и их обилие здесь, этих представителей юрского периода в других местах почти не найти. Мы до этого работали в Киргизии, там один зуб нашли на 6 тонн породы. Это был единственный зуб на всем месторождении. А тут на 100 кг примерно одно млекопитающее, это большой показатель. Я не знаю, в мире, может, самый большой. Или бывает так на месторождениях – крупные кости есть – от динозавров, больших животных, а вот мелочи нет. А здесь и то, и то – тоже здорово. Но крупного меньше. Хотя целые отпечатки рыб нашли в этом году, видимо, канал пересох, и целая стая скопилась в одном месте. Сейчас они в лаборатории, нужно их препарировать, возможно, через год они войдут в число экспонатов шарыповского музея.
- А чем можно объяснить такое обилие ценных остатков на шарыповской земле?
Здесь, видимо, была равнина, по которой текли реки, постепенно создавались миандры, вот один такой миандр мы вскрыли, он пересох, и стайка рыб погибла. Таким образом, я хочу сказать, что сначала была засуха; а вот затем случились какие-то катастрофические дожди или наводнение, и это все – остатки, трупы, кости животных с большой площади смывались и откладывались где-то в более пониженной части. Мы как раз и вскрыли этот слой. Тут видно, что все хаотично было перенесено – все кости, остатки перемешаны и частично окатаны. То есть это результат такого микрокатастрофического события, скорее всего. Но это не связано с массовой смертностью, смертность была нормальная. Просто это собиралось на большой площади.
Сложно сказать наверняка – подытоживает Павел Скучас, – понятно одно: было уникальное стечение обстоятельств, что кости здесь сохранились, потому что смотрели в соседних карьерах – там ничего, древние породы есть, а костей нет.
- А как определяете, где искать?
На самом деле, это случайность. Сергей Анатольевич просто пошел и нашел несколько лет назад это месторождение. Палеонтолог это способен увидеть, а вот обычный человек нет, даже геолог не увидит.
Сергей Анатольевич Краснолуцкий рассказывает: « Я там был раньше на этом карьере, еще лет за 8 до того. Ходил, бродил, нашел только зубы мамонтов, носорогов, бизонов, как обычно; я не видел уникальных находок. Потом, когда набрался опыта, найдя другие месторождения в нашем районе и другого времени, потом только я отправился сюда вновь и смотрел уже совсем иначе. Как будто глаза открылись, все обнажилось, и легко было найти. То есть нужен, прежде всего, опыт, видение, знание, что ты ищешь. Книги нужно читать, встречаться с людьми, посещать музеи».
- В чем ценность всех этих находок?
Люди часто не понимают значимости прошлого и думают только о будущем. На самом деле, у жизни на земле больше прошлого – она существует уже 3,5 миллиарда лет, а осталось еще 2. Причина в том, что наше солнце – молодая звезда, светимость которой постепенно увеличивается (с этим, кстати, связана эволюция многих групп – они приспосабливаются к большей светимости), и через 2 миллиарда лет она будет такой, что испариться вода на земле, и не будет условий для жизни. То есть позади уже 2/3 нашего существования. Поэтому важно изучать прошлое, это ключ к будущему. Если вы понимаете прошлое, вы можете прогнозировать будущее. Палеонтология – одна из важных наук, она показывает, какие были экологические кризисы, в чем были их причины, с чем они были связаны. Только палеонтология может дать такие данные. Зная эти закономерности, мы можем прогнозировать какие-то экологические кризисы в будущем.
-Где будут храниться находки?
В разных музеях. Большие кости – в Шарыпово, более мелкие – в Москве, в палеонтологическом институте, но все будет в России! Скоро будет описан новый вид черепах – Шарыповензис. Этот род очень хорошо известен в Азии, в раннемеловых отложениях, это Китай, Монголия, в Киргизии также. Шарыпово - единственное место в России, где эти черепахи находятся. Среди млекопитающих 5 новых таксонов уже описано, ожидается еще 2. Описана древнейшая саламандра отсюда, которая называется Урюпия, в честь реки Урюп. Скоро будут еще 2 вида. По черепахам у нас хороший материал есть – фрагменты панциря, черепа; по рыбам материал. Список открытий точно будет расширяться. Экспедиции сюда планируются еще на два года.





Ксения Пермякова, Шарыпово
Комментарии