Бюджетирование под видом страхования

Андрей Думанский. Обозреватель, редактор сайта "СибАргумент.ру" и еженедельника "Аргументы неделi. Енисей", член Правления Союза "ЦС ТПП". член Правления РО Союз журналистов Красноярского края.
Редактор журнала "Счастливая мама"
08.08.2016   1 360 просмотров   1 комментарий
При Союзе «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» планируется создание Комитета по проблемам фармацевтической и медицинской отраслей, целью которого будет выработка предложений законодательно-правового и процессуального характера, направленных на устранение существующих в ОМС выше обозначенных проблем.
– Записаться к стоматологу-терапевту вы можете на 27 число следующего месяца.
Как часто мы слышим подобные фразы в регистратурах муниципальных стоматологических клиник? А в других медицинских учреждениях, где принимают с полисом обязательного медицинского страхования?
Держу пари, описанная мной ситуация нередка. Почитаем что моя коллега Анастасия Волкова раздобыла.
О чем говорят нам очереди к врачам в муниципальных поликлиниках? Вероятно, о том, что эти медицинские учреждения не справляются с существующим потоком пациентов.
Врачи поликлиник сетуют на то, что их загрузили бумажной работой. Дескать, именно поэтому очереди растут: на 5 минут врачебных действий приходится 10 — бумажно-волокитных. Возможно, это действительно неправильно, нагружать врачей тоннами отчетов. Однако проблема очередей возникла совсем не по этой причине.
Получив информацию регистратора о занятости врача на ближайшие полтора месяца, вы отправляетесь за лечением в частную клинику, где вас принимают без длительного ожидания, но за немалые денежные суммы. По сути, в этом случае вы платите дважды: за лечение в частной клинике, и ваш работодатель — за медицинское страхование, вами невостребованное в силу обстоятельств.
Стоит сказать, что по закону вы имеете полное право пройти лечение по полису ОМС в частной клинике. И тем занимательнее вопрос, почему это право обходит большинство из нас стороной.
Как работает система ОМС в целом? Организация любой формы собственности получает лицензию на медицинскую деятельность и просит включить её в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС. Далее организация должна заключить договор с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, предварительно получив решение специальной комиссии* об объеме медицинской помощи, который данная организация выполнит за счет средств федерального бюджета. На этой же стадии устанавливается тариф на оплату медицинской помощи.
И именно на данном этапе у частных клиник начинаются проблемы.
«Комиссия устанавливает объемы и тарифы произвольно, непрозрачно. Тарифы на одну и ту же услугу для разных организаций могут отличаться в сто раз. Важно понимать, что комиссия, в основном, состоит из чиновников минздрава, работников ТФОМС, а также руководителей государственных медицинских учреждений. Доля частных организаций в комиссии незначительна, и это может способствовать созданию преимущественного положения муниципальных поликлиник» – комментирует Евгений Лужбин — вице-президент Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата», почетный работник антимонопольных органов России.
В чем именно заключается преимущественное положение государственных медицинских учреждений? Им распределяют основную долю объема медицинской помощи. Частным клиникам комиссия отдает объемы, не востребованные государственными.
Тинатин Лауман, генеральный директор медицинского центра «Гармония» («первопроходца» среди частных клиник Ачинска в системе ОМС), рассказала такую историю: «Когда надо выполнить показатели, показать, как все красиво – «свистнули» частников, они быстро все выполнили. Отчитались, все довольны. Не надо, – сразу куда-то пропадают и пациенты, и объёмы. В конце 2014 года мы столкнулись с тем, что муниципальные клиники кричали «Караул!», не могли выполнить в срок программу по диспансеризации. На местах плачут – «Мы не можем людей собрать». Мы думали: «Ну как так? Люди иной раз с деньгами пройти обследование не могут, а тут бесплатно, – и медики собрать их не могут». Мы засучили рукава и вышли на хорошие цифры по диспансеризации. Поэтому в 2015 году мы получили хороший объём. Однако уже через год объёмов для нас у комиссии не нашлось».
Так мы получаем грустную статистику: из более чем 80 краевых частных медицинских организаций, находящихся в реестре, только около 20 осуществляют деятельность в системе ОМС. Причём больше 50% объема медпомощи, определенной частным организациям, приходится на пять из указанных 20.
Сложившаяся ситуация негативна еще и потому, что система медицинского страхования фактически подменена бюджетированием. Если обратить внимание на функционирование любой другой страховой системы, будь то ОСАГО или страхование против клещевого энцефалита, несложно заметить, что выплата компенсации производится после наступления страхового случая, и той компании, куда застрахованное лицо пожелает обратиться. А в системе ОМС выплаты производятся планово, на год вперед, и организациям, которых «выбрала» комиссия. Такое положение дел фактически нарушает права застрахованных лиц на выбор медицинской организации: мы вынуждены обращаться только туда, где есть оплаченные заранее объемы помощи.
Более того, нарушаются права и медицинских организаций, поскольку существующая система создает дополнительные административные барьеры (организации, не получившие объёмы в результате заседания Комиссии, являются фактически не допущенными к деятельности в системе ОМС) и почву для коррупционных рисков.
Получается, что при распределении объемов медпомощи комиссией, государственные медучреждения забирают себе такой кусок пирога, который не в состоянии освоить. От того образуются очереди к врачам. И такая ситуация повторяется из года в год: поскольку клиники не справляются с выделенными объемами фактически, создается опасность «приписать» необходимые цифры в отчеты, дабы не потерять бюджет.
А частные клиники, имея все возможности обслужить большее количество пациентов оперативно, за счет ФОМС, попросту не допускаются к этим потенциальным больным. Налицо нарушение прав граждан на своевременную медицинскую помощь.
Доступность медицинского обслуживания тоже страдает. Нередка ситуация, когда людей по полису ОМС направляют на обследование в другой конец города. У Ивана Назимкина, исполнительного директора Союза медицинских организаций «Медальянс», есть красноречивый пример: «Врачи родильного дома №5 отправляют пациенток по полису ОМС на обследование в Северо-Западный микрорайон. Это вызывает недоумение у нас, поскольку прям напротив этого роддома есть частник из реестра ОМС, который предоставляет данную услугу. Но вот уже который год ему не дают объемов».
Решить вышеназванные проблемы можно отказом от планового распределения объемов медицинской помощи в системе ОМС и пересмотром системы страховщиков. На данный момент, медицинские страховые организации, как и ФОМС, и ТФОМС, являются одновременно и страховщиками, и контролирующими органами в системе ОМС, что ведёт к непроизводительным тратам. В итоге, немалая часть затрат из фонда ОМС приходится на работу посредников, а не на сами медицинские услуги. Исключение малоэффективных посредников из системы позволит снизить стоимость процедур.

Комментарии

Нравится 1   Не нравится 0
мнение 09.08.2016, 09:22  

"В итоге, немалая часть затрат из фонда ОМС приходится на работу посредников, а не на сами медицинские услуги"
То же самое в ПФ, ОСАГО, ФСС. Вообще страхование рисков - дело добровольное, если его навязывают принудительно - это называется налог (сбор, десятина, оброк, название не принципиально), завуалированный, но все же налог.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Блоги

Газпром, развод по Ачински в районе.
Александр Машинец, 25.05.2022