Работа над ошибками

14.09.2021   641 просмотр   3 комментария
Статья, вышедшая вчера под названием «Глава Назарово Сергей Сухарев стал политическим изгоем», если не заставила переосмыслить многое саму действующую власть нашего города, то, как минимум, думающей части населения города дало пищу для размышления. В моих кругах общения все обсуждали эту проблематику, и, как всегда, во главе угла стояли два насущных вопроса, - «Кто виноват?» и «Что делать?».

В своем блоге я постараюсь разобраться в существующей проблеме, а то что это давно проблема никто уже не сомневается, донести до читателя свое, субъективное, мнение по многим вопросам, «свежий взгляд извне», если хотите, с целью заставить в первую очередь саму власть задуматься над этим и призвать ее к некому диалогу, который, надеюсь, будет полезен всем нам, в первую очередь, конечно, жителям города.

Как всегда, не настаиваю, что мои мысли, изложенные в данном блоге, являются истиной в первой инстанции, в чем-то, безусловно, могу ошибаться, и надеюсь это будет почвой для обсуждения. В то же время, дабы, как всегда, все не опошлить и не увести рассуждения в сторону от заданной темы, хочу четко обозначить, что любые комментарии не по теме блога публиковаться не будут. Итак, приступим.
В первую очередь предлагаю обозначить отдельными блоками самые насущные проблемы нашего города, и подробно обсудить каждую:

Проблема наполняемости бюджета, как следствие невозможность обеспечения качественного исполнения полномочий органов местного самоуправления в части решения вопросов местного значения.

Сегодня доходная часть бюджета наполняется из нескольких источников, это арендная плата за землю и налог на доходы физических лиц. Указанные источники позволяют самостоятельно решить около половины вопросов местного значения, остальное либо не решается вовсе, либо закрывается за счет межбюджетных трансфертов: дотаций, субсидий и субвенций, а также муниципальных займов.

По своей организационно-правовой форме администрация города Назарово является муниципальным казенным учреждением, т.е. хозяйствующим субъектом, который живет по законам рынка и полностью соотносится с законами рыночной экономики. Соответственно у администрации города, как у любого другого хозяйствующего субъекта, существующего в рыночных реалиях, имеется возможность для осуществления деятельности, которая бы приносила ей доход (не путать с коррупцией), как самостоятельно, так и путем учреждения автономных учреждений, хозяйствующих обществ (ООО, АО и пр.), кооперативов и т.п. Если кто-то еще не верит, что такое возможно, то вот вам яркий пример, как простой школьный кооператив дал старт развитию муниципального образования: село, признанное одним из самых красивых и благоустроенных в России - «липецкая Швейцария».

В отличии от села Преображеновка у города Назарово имеется куда более мощный стартовый потенциал, который в настоящее время либо просто обесценивается в силу физического и морального износа, либо им пользуются для извлечения прибыли кто угодно, только не мы с вами (не город). В свое время, в программе кандидата на должность главы города, я открыто предлагал подумать над программой «Муниципальный бизнес», вот совсем небольшая выдержка:

- провести мониторинг эффективности деятельности муниципальных казенных учреждений с целью придания им статуса автономных, это позволит части учреждений самостоятельно решать вопросы материально-технического обеспечения, текущих и капитальных ремонтов, увеличения ФОТ, это снизит нагрузку на расходную часть бюджета и позволит на базе данных учреждений реализовать проект «Муниципальный бизнес»;
- в рамках проекта «Муниципальный бизнес», создать на базе будущих муниципальных автономных учреждений и существующих унитарных предприятий:
• подразделение «Муниципальный медиабизнес» - это позволит, за счет выделяемых бюджетных средств на обязательные публикации в СМИ, создать свое периодическое печатное издание и информационный интернет-портал для освещения деятельности органов местного самоуправления;
• подразделение «Муниципальное проектное бюро» на базе УГХ - это позволит, за счет привлекаемых денежных средств населения и организаций города и района за оказываемые услуги, создать устойчивое и рентабельное предприятие, на базе которого можно заложить основу развития субъектов малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования;
• «Муниципальный фонд поддержки субъектов малого и среднего бизнеса» – в рамках краевой программы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, за счет федеральных, краевых и собственных средств, а также средств инвесторов (по примеру г. Бородино), вместо утраченного в городе представительства ОАО «Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» создать муниципальный фонд, денежные средства для которого будут размещаться на депозитах банках-партнеров ОАО «Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» и предоставляться под льготный процент субъектам малого и среднего бизнеса для их создания и развития на территории города Назарово;
• «Муниципальное ремонтно-строительное подразделение» на базе УГХ – это позволит участвовать в аукционах и конкурсах по освоению бюджетных и сторонних средств, при этом сметная рентабельность будет «оставаться» в бюджете;
• на базе МКУ «УГХ», переведенного в автономную форму, создать подразделение, отвечающее за жизнеобеспечение города, это позволит пересмотреть концессионный подход к существующим в городе муниципальным сетям водоснабжения, теплоснабжения и канализации, передать их в оперативное управление, утвердить тариф, а рентабельность в структуре тарифа «оставлять» в бюджете, это позволит более прозрачно и объективно подходить к вопросу сохранения муниципальной собственности, его ремонту, тарифообразованию и т.п.;

А теперь о потенциале для развития муниципального бизнеса, чуть подробнее на конкретном примере, - сети водоснабжения и водоотведения, тепловые сети и объекты с ними связанные, такие как ФНС, очистные и тп. Долгое время указанное имущество стоимостью около 300 миллионов рублей находилось в частных руках на условиях концессионных соглашений. И вроде бы как по бумаге все должно было выглядеть более-менее честно, когда концессионер должен был модернизировать и иными способами улучшать имущество, переданное ему городом за нулевую плату, но на деле оказалось, что имущество использовалось исключительно с одной целью, с целью обогащения концессионера. Об этом сейчас рассказывает нам ЦРКК, говоря о полном износе сетей за 14 лет пользования ими Водоканалом.
И вот, когда с помощью судов и антимонопольщиков удалось эту ситуацию разрешить, власть, на мой взгляд, снова смалодушничала, решив скинуть с себя ответственность и головную боль за это имущество. Оставить имущество у себя и создать мощную базу с огромным потенциалом для ведения хозяйственной деятельности на базе управления городским хозяйством было конечно можно, но гораздо проще было передать имущество в ЦРКК, ведь никому не хотелось нести ответственность за такие острые вопросы как коммунальные услуги. И так мол проблем хватает. При этом власть публично обещала честный конкурс сначала в феврале, потом в сентябре, но воз и ныне там. ЦРКК незаконно пользуется многомиллионным имуществом города, зарабатывая при этом деньги, которые мог бы зарабатывать город, будь власть чуть посмелее.

Теперь итог, что я хотел сказать, - нужны новые подходы к формированию бюджета, власть на местах должна давно понять, деньги можно и нужно получать не только с людей в виде налогов и платежей, а учиться зарабатывать их самостоятельно. Вы живете в рынке, значит нужно жить по правилам рынка, и вы либо примите правила этой игры, либо проиграете.
Во всем этом есть конечно и риски, но с ними постоянно живет бизнес, почему не может жить и власть?! Многие из этих рисков можно просчитать, например, я понимаю, что если город заработает 100 рублей в доходную часть бюджета, то край ровно на 100 рублей снизит дотацию на сбалансированность бюджета. Этого быть не должно, нужно на местах оставлять стимул для роста и всячески его поощрять, а не наоборот, обесценивать, поэтому этот вопрос нужно решать с краем таким образом, чтобы как минимум на будущий финансовый год дотации сохранялись в существующих пропорциях, потом эти величины пересчитывать в каждом конкретном случае, в зависимости от финансового результата предыдущих периодов.

Проблема рабочих мест и закрытия предприятий (безработица), как следствие проблема демографии.

За четыре года с прихода к власти новой команды в городе Назаровский пенсионный фонд стал Ачинским с соответствующим сокращением рабочих мест, существенно сократили налоговую службу, закрылся завод ЗМК, практически превратился в перевалочную базу молочно-консервный завод, прошли сокращения на разрезе, обанкротились Назаровский хлеб и Достоинство, вошел в стадию банкротства завод ЖБК, кстати, по заявлению самой администрации города, хотя этого можно и нужно было избежать.
Очевидно, что умирает реальный сектор экономики города, соответственно умирает город. Также очевидно, что рабочие места необходимо либо замещать, создавая новые, либо просто смотреть со стороны как город и дальше будет уходить в небытие.
Неоднократно я в различных интервью и в своих блогах говорил, что главная задача команды главы города на данном жизненном этапе города – привлечение в город инвесторов с целью создания новых рабочих мест. Сергей Иванович, вы можете хоть пять мемориалов отремонтировать и парков Ладыниной облагородить на федеральные деньги, только вот за это вас не запомнят и спасибо не скажут, а вот если вы хотя бы один завод в городе откроете, то вас с благодарностью долго будут вспоминать. Я не говорю, что вопросы благоустройства решать не нужно, я всего лишь пытаюсь расставить приоритеты. Вот со старым парком город бы еще пожил, а вот без рабочих мест помрет. И теперь главный вопрос к власти – сколько за четыре года было разработано инвестиционных паспортов?! Есть у города общий план развития? Сколько переговоров с потенциальными инвесторами проведено на освоение площадки, к примеру, бывшего завода Сельмаш? Ведь там есть все для освоения, и подъездные пути и все коммуникации и практически нулевая ставка по аренде земли на период строительства, хотя ее вообще можно сделать нулевой и не только на период строительства, все с лихвой окупится потом НДФЛ. Почему у нас в программе социально-экономического РАЗВИТИЯ заложена отрицательная демография? Какое же это, простите, развитие? Это у нас план такой, что город в минус должен уйти? Такой план? Ну тогда все идет по плану! Можем спать спокойно и не работать в этом направлении.

Кризис управления и кризис доверия

Ну и если все-таки будем работать, то предлагаю, следующее, - остался год до нового конкурса, конечно сложно что-то поменять за год, но если не стагнировать, а пытаться развиваться, то все должно получиться. Сначала необходимо выйти на ГорСовет и поменять нерабочую структуру администрации. Первым замом должен быть заместитель главы по экономике, задача которого деньги в казну зарабатывать и инвестиционную политику вести, поэтому – 1-й зам. главы по вопросам экономики и инвестиционной политике, зачем нам 1-й заместитель по ЖКХ, если в администрации ЖКХ нет? Это, в лучшем случае, заместитель главы по развитию городской инфраструктуры, но никак не ЖКХ. Далее, логично было-бы переподчинить отдел по собственности и землепользованию первому заму по экономике, это единственное структурное подразделение, которое бюджет пополняет, что оно делает под заместителем по ЖКХ? Отсюда и задачи несвойственные и видение неверное. Да и вообще заместитель по ЖКХ довольно сомнительная ставка при наличии руководителя УГХ, фактически дублируется большая часть функционала, лучше усилить УГХ. Далее, отдел экономики должен, на мой взгляд, стать отделом экономического развития и привлечения инвестиций, в отдел необходимо привлечь грамотных специалистов, которые закроют огромную дыру в управлении городом в части инвестиционной политики. Ну и необходим заместитель главы по аппаратной работе, либо заместитель по общим вопросам, как угодно, чтобы новый механизм работал по-новому и с утроенной силой. В свое время таким человеком была Лебедева, вот примерно такой человек вам нужен на аппаратную работу. Не нужно бояться что-то менять, нужно осознать, что существующая структура и подходы к работе себя изжили, не бойтесь привлекать на работу талантливых людей, да они сложны и упрямы, как все талантливые люди, они могут спорить и отстаивать свою точку зрения, но в споре рождается истина. В мое время в кабинете главы могли в полный голос спорить, но выходя за дверь у всех была четкая и единая позиция. Просто необходимо кардинально изменить подходы к работе в отделе градостроительства, принцип «Запретить и не пускать» себя изжил! Необходимо искать решения, а не создавать барьеры! И связывать воедино политику и деятельность всех отделов должен руководитель нового аппарата. Сейчас отделы администрации работают как лебедь, рак и щука. Это недопустимо. Проанализируйте статистику судебных дел с администрацией. Вы, как человек, грамотный должны понимать, что дела проигрываются не в судах, а гораздо раньше, в кабинетах чиновников, где нет единого взаимодействия.

Отсюда на лицо кризис управления. Люди же все замечают, почему на проблемных объектах благоустройства глава горда появляется чаще руководителя УГХ и зама по ЖКХ? Поверьте, это не правильно, это азбука управления, вы Путина когда-нибудь видели на проблемных участках? Зачем ассоциировать первое лицо с негативной средой? Для этого есть замы и руководители среднего звена. И, как правило, кризис управления рождает кризис доверия. И вчерашняя статья об этом. Нужно всего лишь задуматься и переосмыслить многое в работе. И пока это сделать не поздно.

Комментарии

Нравится 48   Не нравится 0
Anonymous 15.09.2021, 09:18  

"Много букв", а причина проста - результат работы чиновника не влияет на размер его заработной платы.
Нравится 2   Не нравится 6
Алксей 19.09.2021, 22:09  

Очень полезный и интересный материал. Вот хорошо бы все взять на вооружение, и применять на практике. Но я уверен все будут делать наоборот. К сожалению к умным относятся с недоверием и страхом. Автор просто молодец!

Добавление комментария

    • 1f6001f6031f6041f6011f6061f6051f9231f602
      1f6421f6431f6091f60a1f6071f9701f60d1f929
      1f6181f617263a1f61a1f6191f9721f60b1f61b
      1f61c1f92a1f61d1f9111f9171f92d1f92b1f914
      1f9101f9281f6101f6111f6361f60f1f6121f644
      1f62c1f9251f60c1f6141f62a1f9241f6341f637
      1f9121f9151f9221f92e1f9271f9751f9761f974
      1f6351f92f1f9201f9731f9781f60e1f9131f9d0
      1f6151f61f1f64126391f62e1f62f1f6321f633
      1f97a1f6271f6281f6301f6251f6221f62d1f631
      1f6161f6231f61e1f6131f6291f62b1f9711f624
      1f6211f6201f92c1f6081f47f1f9211f47d1f916

Блоги

Работа над ошибками
Алексей Тепляшин, 14.09.2021
Праздник осени в Белом Яру
Александр Машинец, 13.09.2021
Шагвердян, история с продолжением
Александр Машинец, 10.09.2021