При миллиардных вложениях должного эффекта нет: почему Красноярск не может достичь результатов в проекте «Чистый воздух»

Год назад министр экологии Красноярского края Владимир Часовитин представил депутатам Законодательного Собрания отчет о реализации программы «Чистый воздух». Он охарактеризовал свой визит в парламент как «чистилище», поскольку, несмотря на значительные инвестиции в экологические проекты, ощутимых результатов достичь так и не удалось.
К сожалению, спустя 12 месяцев красноярцы по-прежнему задыхаются от вредных выбросов. С началом отопительного сезона экологическая ситуация вновь обостряется и выходит на передний план.
Для оценки уровня загрязнения воздуха в Красноярске используется комплексный показатель ИЗА-5, который ежегодно обновляется и включает пять наиболее распространенных загрязняющих веществ. В настоящее время это бензапирен, формальдегид, стирол, хлористый водород и взвешенные частицы. Судя по нынешним реалиям, борьба с этими опасными веществами ведется недостаточно эффективно.
Если говорить о составляющих загрязненного воздуха, для начала выделим формальдегид. Экологи считают его очень опасным и малоизученным веществом, возникающим в большинстве случаев в результате реакции нескольких загрязнителей, которые формальдегидом изначально не являются. Увеличение числа постов наблюдения помогает выявить проблему, но не решает ее.
Эксперты уверены: чтобы бороться с формальдегидом в Красноярске эффективно, нужно исследовать механизм его вторичного образования в атмосферном воздухе, а также разработать рекомендации по снижению его концентрации до уровня ПДК.
«У нас научные силы в городе и в крае есть: Сибирский федеральный университет, Сибирское отделение Российской Академии наук. Надо выявить источники, выяснить, каким образом результативно с этим делом можно бороться», — отмечает Зампредседателя общественного совета при Минэкологии Красноярского края Николай Алпатов.
Что касается бенз(а)пирена, который образуется при сжигании угля, мусора и нефтепродуктов, то и тут действующих мер недостаточно. В Красноярске насчитывается 15 тысяч частных домовладений. Их перевод на альтернативные виды отопления могли бы иметь высокий экологический эффект. Но в настоящее время, по оценкам министра экологии края Владимира Часовитина, с 2022 года только 3000 из них перешли на современные автоматические котлы, то есть около 20% от общего числа. При этом системы мониторинга Минэкологии четко показывают: именно зимой, когда топят печи, количество бензапирена в красноярском воздухе резко повышается.
Хлористый водород, как говорят экологи, появляется исключительно за счет заводов. А в Красноярске они, к сожалению, находятся прямо в пределах границ города-миллионника, что с учетом климатических особенностей и рельефа обеспечивает их значимый вклад в загрязнение воздуха. В холодный период года, когда количество дней с НМУ наибольшее, значительно снизить выбросы от предприятий теплоэнергетики не особо удастся, несмотря на обещание главы Минэкологии покончить с этим, в том числе благодаря возможности проводить внеплановые проверки.
Превышения по сероводороду фиксируются, наоборот, летом. Причины – незаконные свалки, давно требующие ремонта канализационные коллекторы.
В сентябре этого года общественники-экологи самостоятельно нашли потенциальный источник канализационной вони в Солнечном и Бадалыке. О результатах инспекции рассказал председатель Палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Павел Гудовский.
«В рамках общественной инспекции мы облазили весь район дорожной развязки, из-под которой периодически вытекает зловонная жижа. По итогу было установлено, что между дорогами находится узел канализационных колодцев, куда, вероятно, приходят сетевые линии из Солнечного. Там же проходит и водосточная труба из микрорайона, по которой и собирается ручей, протекающий через Бадалык.
Так вот, есть большие подозрения, что под землёй образовалась трещина в канализационной трубе, и происходит утечка нечистот, которые попадают в водосточную трубу и дальше по ручью в Бадалык», — рассказал Павел Гудовский.
Так вот, есть большие подозрения, что под землёй образовалась трещина в канализационной трубе, и происходит утечка нечистот, которые попадают в водосточную трубу и дальше по ручью в Бадалык», — рассказал Павел Гудовский.
По взвешенным частицам превышение ПДК также фиксируется. Ранее, когда Красноярск готовился к проведению Универсиады, в краевой столице реализовывали специальный проект по пылеподавлению.
«Технология была простая: на улицы выгоняли технику и, смачивая предварительно дорожное покрытие, запускали пылесосы и грязесборочные машины. Эти мероприятия были финансово подкреплены в бюджете. Были заложены деньги на покупку такого транспорта.
"Вопрос был очень актуален, потому что в 2019 году стартовала Универсиада, и нам необходимо было в весенний период сделать город чистым. Была закуплена техника, установлена в виде нормативного правового акта инструкция, как правильно собирать эту пыль. Сейчас эта технология уже не используется в полном объеме системно, потому что тогда мы добились выделения дополнительных 100 миллионов рублей ежегодно в трехлетний бюджет. Сейчас же соразмерного бюджета нет: что-то делается по этой технологии, но выборочно. Основные улицы, но не комплекс. Поэтому как таковой комплексной программы пылеподавления на сегодняшний день в городе нет», — сожалеет сегодня Сергей Шахматов.
"Вопрос был очень актуален, потому что в 2019 году стартовала Универсиада, и нам необходимо было в весенний период сделать город чистым. Была закуплена техника, установлена в виде нормативного правового акта инструкция, как правильно собирать эту пыль. Сейчас эта технология уже не используется в полном объеме системно, потому что тогда мы добились выделения дополнительных 100 миллионов рублей ежегодно в трехлетний бюджет. Сейчас же соразмерного бюджета нет: что-то делается по этой технологии, но выборочно. Основные улицы, но не комплекс. Поэтому как таковой комплексной программы пылеподавления на сегодняшний день в городе нет», — сожалеет сегодня Сергей Шахматов.
Хочется отметить, что мелкодисперсная пыль несет в себе настоящую угрозу. Это взвешенные частицы, которые генерируют фактически все типы источников: от промышленных предприятий до самого города с его загрязненной улично-дорожной сетью, которые, проникая в организм человека, несут на себе фактически все газообразные загрязняющие вещества. Поэтому очень важно в крупных городах, особенно в Красноярске, иметь программу пылеподавления, которая ранее хорошо зарекомендовала себя в региональной столице.
На состав ИЗА-5 влияет сразу несколько факторов, один из основных — это климат: у каждого сезона есть свои особенности. Также эксперты говорят о растущем количестве транспорта на дорогах и изменениях в объемах производства или работе очистного оборудования на заводах. Экологи считают, что изменить ситуацию поможет грамотное и плотное взаимодействие горожан с профильными контролирующими органами.
«Необходимо сделать призыв к людям, чтобы они активнее сообщали о различных источниках выбросов, чтобы эффективно выезжали, проводили проверочные мероприятия. У населения нужно повышать гражданскую активность. И чтобы они, во-первых, не боялись этого делать. Ведь здесь нужно не просто сообщить, а написать официальное заявление, чтобы ведомство работало в этом направлении», — призывает население Павел Гудовский. «Сейчас очень сильно сдерживающий фактор эффективной работы надзорных органов — это мораторий на проверки для поддержки бизнеса в непростой экономической ситуации. И в этом ключе, для того чтобы надзорные органы у нас могли работать, могли выезжать на проверки, необходимы официальные заявления от населения».
Напомним, что в Красноярске, где уже несколько лет действует федеральный проект «Чистый воздух», который является частью нацпроекта «Экология» и направлен на улучшение экологической обстановки, эта экологическая повестка особенно актуальна.
До конца 2026 года совокупный объем выбросов от промпредприятий, автотранспорта и других источников должен быть снижен не менее чем на 20%. Но сегодня на самом деле есть большие сомнения, что этот показатель будет достигнут.
По общему мнению экологов, изменить ситуацию к лучшему помогут масштабные научные исследования для точного определения источников и природы каждого загрязнителя, жесткий контроль за промышленностью, развитие экологичного транспорта и инфраструктуры для него, а также постоянный диалог между властями, предприятиями и жителями.
«В зависимости от того, довольны жители и гости города экологией или не довольны, нам нужно судить, насколько успешно мы боремся с примесями по ИЗА-5. По сути, единственный критерий здесь — это человеческий нос, глаза и легкие», — уверен зампредседателя общественного совета при Минэкологии края Алпатов.
Красноярцы, в свою очередь, с опасением ждут зимы, которая, как считают они, вновь покажет неэффективность предпринятых властью мер по улучшению экологической обстановки. Не зря население вновь регулярно устраивает дискуссии в «губернаторских чатах».
Напомним, из отчета Счетной палаты края следует, что в рамках программы «Чистый воздух» на экологические мероприятия в крае из бюджета за 5 лет потрачено более 3 млрд рублей: на приобретение экологического транспорта ушло 1,052 млрд рублей, проектно-сметная документация на строительство метро — 1,046 млрд рублей, 902 млн рублей потратили на перевод домов на экологические виды топлива и 91 млн рублей — на мобильную группу КГБУ «ЦРМПиООС». Однако по-прежнему ситуация с экологией выглядит не очень-то радужно. Большие надежды сегодня возлагают на обещанную в 2028 году газификацию. Однако пока дальше разговоров дело все еще не продвинулось: ранее обещали протянуть трубу из Томской области, теперь вновь заговорили о «Силе Сибири 2», но там тоже не стоит ждать быстрых результатов.
По оценкам экспертов, ожидать полной газификации Красноярска и края в целом можно не раньше, чем через 10-15 лет.







Комментарии