Запах гари и жалобы губернатору: с приходом отопительного сезона Красноярск задыхается от выбросов бенз(а)пирена

С приходом отопительного сезона жители Красноярска вновь столкнулись с проблемой загрязнённого воздуха. Наблюдательные пункты опять фиксируют повышение концентрации опаснейшего вещества бенз(а)пирена. А сами жители после летнего затишья вновь массово пишут жалобы в губернаторском чате и требуют обеспечить им чистый воздух.
Министр экологии Красноярского края Владимир Часовитин, выступая перед депутатами Законодательного Собрания края, подчеркнул, что именно в зимние месяцы, когда частный сектор топится углем, концентрация бенз(а)пирена растет, в том числе и на постах далеко от промышленных предприятий, например, в Октябрьском районе.
«Дело в том, что это вещество выделяется, в том числе, и при сжигании угля в печках частного сектора и котлах автономных источников теплоснабжения. Беда в том, что методик для расчетов выбросов от столь низких источников пока не существует, по поручению Минприроды РФ они сейчас только разрабатываются. Нужно продолжать работу над модернизацией КрАЗа, переводить частные дома на более экологические системы отопления и взаимодействовать с предприятиями малого и среднего бизнеса», — отметил Владимир Часовитин.
Эксперты сходятся во мнении, что частный сектор оказывает значительное влияние на экологическую обстановку. По их оценкам, годовой выброс бенз(а)пирена от 14 тысяч частных домов в городе может достигать сотен килограммов, хотя на данный момент он составляет около 500 граммов. Это связано с тем, что точное определение реальных объемов выбросов пока невозможно.
Власти понимают серьезность проблемы и принимают меры для перехода частного сектора на более экологичные виды топлива. За счет федеральных средств уже переведено на альтернативные источники энергии около 2,7 тысячи домов из 14 тысяч, которые до сих пор используют уголь. Однако этого количества недостаточно для существенного улучшения экологической ситуации.
Проект «Чистый воздух» изначально не учитывал в достаточной мере влияние малых источников загрязнения. В общих расчётах для города фигурировали показатели, не превышающие 0,2 ПДК, тогда как реальные замеры демонстрируют концентрацию загрязняющих веществ на уровне 5–6 ПДК. В Красноярске функционируют тысячи автономных источников теплоснабжения, работающих на угле, и именно они являются основными источниками выбросов бенз(а)пирена. Без принятия комплексных мер, направленных на сокращение выбросов в жилых районах и переход от угольного отопления к более экологически чистым источникам, не стоит ожидать значительного улучшения качества воздуха.
«Бензопирен — это естественный продукт сжигания угля. Учитывая, что в Красноярске у нас много частного сектора, который отапливается углем, соответственно, в выбросах есть бензопирен, который носит сезонный характер. В холодный период его гораздо больше, чем летом. Понятно, что это связано с отоплением, с углем», — рассказала Наталья Шленская, специалист Росгидромета.
Тем временем жители районов, соседствующих с частными домами, уже отмечают, что с наступлением отопительного сезона вновь запахло гарью, воздух вновь стал тяжёлым и плотным.
«С наступлением холодов невозможно открыть окна — сразу чувствуется запах гари», — говорит Елена, жительница дома на Ады Лебедевой.
«На улицу выйти невозможно, вонь стоит колом. И такая картина каждую зиму. Дома тоже не насидишься. Ждем проблем со здоровьем к старости из-за этой гари», — жалуется другой местный житель Дмитрий.
«Устали задыхаться! Нужно срочно что-то делать. Каждую зиму одно и то же», — отмечает еще один горожанин.
«На улицу выйти невозможно, вонь стоит колом. И такая картина каждую зиму. Дома тоже не насидишься. Ждем проблем со здоровьем к старости из-за этой гари», — жалуется другой местный житель Дмитрий.
«Устали задыхаться! Нужно срочно что-то делать. Каждую зиму одно и то же», — отмечает еще один горожанин.
Многие эксперты сходятся во мнении, что наиболее эффективным решением проблемы является газификация, однако, несмотря на поручение Президента России обеспечить выполнение мероприятий по газификации Красноярска до 2028 года, перспективы, как мы писали ранее, пока остаются отдалёнными.
«Проблему можно решить, если частный сектор полностью перейдёт на газ или электричество. Только так мы сможем убрать основной источник зимних выбросов», — считает доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института вычислительного моделирования СО РАН Валерий Заворуев.
Министр экологии края Владимир Часовитин тем временем уверен, что до реализации программы газификации следует продолжать комплексную работу — переводить дома на современные системы отопления, модернизировать промышленные предприятия и развивать сотрудничество с малым и средним бизнесом.
«Каждое из этих направлений важно. Только сочетание технологических мер, научного подхода и участия горожан даст результат», — подчеркнул Часовитин.







Комментарии