То самый чистый, то самый грязный: почему Красноярск «скачет» в системе мониторинга качества воздуха IQAir

Красноярск то занимает верхние строчки в рейтинге самых загрязнённых городов мира по данным IQAir, то внезапно оказывается в середине списка, то через час - в самых чистых. Почему происходят такие колебания и можно ли доверять таким оценкам? Как же работает система мониторинга швейцарской компании? Ответы в нашем материале.
На прошлой неделе, 22 октября, Красноярск занял второе место в мировом антирейтинге качества воздуха согласно данным швейцарской платформы IQAir, уступив лишь Дели. Однако уже на следующий день, 23 октября, краевая столица опустилась на 50-ю строчку. Такие резкие скачки — привычное явление, но продолжают вызывать вопросы.
Ответ кроется в особенностях работы самой системы мониторинга. Ключевая проблема IQAir — малое количество датчиков. Член общественного совета при Минэкологии края Владимир Тимошков приводит в пример африканское государство Чад.
«В этой стране не было ни одного датчика. Несколько лет назад американцы на своем посольстве в столице поставили один. И вот по этому одному датчику начали определять, насколько грязно в целом государстве», — рассказывает Тимошков.
Из-за частых пыльных бурь столица Чада на несколько лет стала самым грязным городом в мире, а сама страна — одной из самых грязных на планете.
Другой пример — Дубай, известный своей чистотой. Из-за тех же песчаных бурь он тоже регулярно попадает в «оранжевую» и «красную» зоны как самый грязный город. Другими словами, природные явления могут легко обмануть систему.
Похожая ситуация и в Красноярске. Система IQAir использует данные шести датчиков: три от Минэкологии и три частных, установленных жителями на Кузнецком плато, на улице Счастливая в Удачном и в микрорайоне Иннокентьевский. Для сравнения, сеть мониторинга КНЦ СО РАН насчитывает более 20 постов.
Именно по причине недостаточного числа датчиков в рейтинге IQAir не фигурируют такие города, как Кемерово, Новокузнецк или Челябинск, которые регулярно входят в российские рейтинги самых грязных в стране из-за объема промышленных предприятий.
Вторая особенность IQAir — его динамичность. Это признают все эксперты. Цель работы системы — показать ситуацию «здесь и сейчас».
«Сам индекс является динамическим, он не является статическим, как индексы, которые определяются в длинном промежутке времени, например, по итогам месяца или квартала, как у Росгидромета, — отмечает общественник Сергей Шахматов. — Поэтому, так как уровень загрязнения связан в том числе с природными явлениями, на которые человек не может повлиять, он может показывать в моменте достаточно изменяемую картину».
По словам эколога Павла Гудовского, система в первую очередь реагирует на концентрацию в воздухе мелкодисперсной пыли — твердых частиц PM2.5 и PM10.
Более глубокий анализ показывает, что рейтинг IQAir может зависеть от совершенно случайных и локальных событий. Тот же Владимир Тимошков, который много лет наблюдает за работой системы, опять приводит наглядные примеры.
«Представьте: в целом по городу воздух чистый, но рядом с одним из постов мониторинга остановился и дымит КАМАЗ. Датчик фиксирует резкое локальное превышение, например, по диоксиду азота. Система для формирования рейтинга часто берет наихудший показатель, и вот уже весь Красноярск взлетает в топ „грязных“. Через полчаса КАМАЗ уехал, облако рассеялось, и город вернулся в „чистую“ зону», — рассказывает Тимошков.
Подобно Красноярску несколько лет назад, Ташкент регулярно становился то самым чистым, то одним из самых грязных городов мира. Причина была в том, что все данные по Узбекистану поступали с одного датчика на посольстве США, который по неизвестным причинам то включал в оценку данные по пыли PM2.5 (делая город «грязным»), то отключал их, оставляя только чистые показатели по озону.
Эксперты сходятся во мнении, что к данным IQAir не стоит относиться как к истине в последней инстанции. Платформа демонстрирует системную нестабильность, а ее подход к сбору и представлению данных не позволяет составить объективную картину. Тем более, что компания IQAir на своем сайте прямо заявляет об отказе от ответственности за точность предоставляемой информации.
При этом, если отвлечься от сиюминутных показателей и посмотреть на годовые отчеты, IQAir показывает для Красноярска положительную динамику. Если в 2021 году город был в «красной» зоне, то в годовом рейтинге за 2024 год он занимает 2194 место в мире. Помимо объективно грязных городов Китая и Индии, выше Красноярска стоят такие европейские города, как Корсико в Италии, Краков и Люблин в Польше и даже Валвейк в Нидерландах.
Ну и, конечно, не стоит забывать, что IQAir — швейцарская компания-производитель систем очистки воздуха, которые необходимо продавать. Ей не нужны чистые города и объективный всесторонний анализ. Тогда бы количество датчиков неуклонно росло. Так что за идеей мониторинга качества воздуха в городах по всему миру, вероятнее всего, стоит банальное желание продвигать свою продукцию на рынке: в чистые города ее не реализуешь.
Эксперты советуют: чтобы понимать реальную картину по качеству воздуха, следует в первую очередь обращать внимание на местные системы мониторинга, где доподлинно известно, где, кем и как собираются данные. Основных платформ две:
Региональная сеть наблюдений Минэкологии края: krasecology.ru;
Система мониторинга КНЦ СО РАН: air.krasn.ru.






